VII Межрегиональная научно-практическая конференция «Нам слово русское дано…» открыла свою работу 5 июня 2025 года на базе Центра непрерывного повышения профессионального мастерства «Педагог 13.ру». Работали дискуссионные площадки и интерактивные сессии, посвященные актуальным вопросам русского языка. Ниже - детализация мероприятий этого дня:
1. «Языковая политика и законодательство»
Формат: Дискуссия с участием юристов, филологов и педагогов.
Основные вопросы:
- Реализация закона о государственном языке РФ в образовании и СМИ.
- Борьба с заимствованиями и естественная эволюция языка.
- Юридические аспекты преподавания русского как неродного в полиэтнических школах.
Итоги: Рекомендации по гармонизации языковых норм и образовательных стандартов.
2. «Диалекты и региональные особенности русского языка»
Формат: Дискуссионная площадка.
Фокус:
- Урок русского языка в условиях поликультурной среды.
- Методики сохранения локальных языковых особенностей в цифровую эпоху.
- Использование диалектологии на уроках для развития лингвистической компетенции.
3. Интерактивная сессия «Как создать успешный просветительский проект о русском языке»
Модераторы: Эксперты в области медиапедагогики.
Этапы работы:
- Анализ аудитории: Целевые группы (дети, мигранты, цифровое поколение).
- Кейсы: Успешные примеры (проект «Театральная палитра», «Живой русский язык», «Путешествие в мир древней письменности: как читали и писали славяне»).
- Питчинг идей: Участники разрабатывали концепции проектов.
4. Панельная дискуссия «Русский язык в медиапространстве: между клиповым мышлением и глубиной смыслов»
Участники: Лингвисты, журналисты, педагоги.
Проблематика:
- Влияние соцсетей на сокращение лексикона и упрощение синтаксиса.
- Алгоритмы борьбы с инфляцией смысла в цифровых текстах.
- Кейсы: Язык телеграм-каналов - против академические нормы.
Выводы: Необходимость «медиаграмотности» для учителей и создания гибридных образовательных моделей.
Все секции 5 июня были ориентированы на практическое применение исследований: от цифровизации классики до законодательных инициатив.