ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

    В Саранске завершился цикл мероприятий по родным языкам и литературам народов России

    В течение двух дней в столице Мордовии проходил масштабный Всероссийский семинар «Состояние обучения родным языкам и литературам народов России в образовательных организациях: актуальные вопросы и возможные пути решения проблем», в котором очно и заочно приняли участие свыше 1000 работников сферы образования из 70 регионов РФ.

    Мероприятие, организатором которого выступил ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, проходило на базе Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Педагог 13.ру».

    Данный семинар – это цикл мероприятий, в рамках которых функционировало сразу несколько секций.

    В первый день, в рамках пленарного заседания, были обсуждены насущные вопросы, связанные с состоянием родных языков и литератур народов Российской Федерации, а также совершенствованием профессиональной компетентности учителей родного языка и литературного чтения и обменом опытом между ними. Были подготовлены доклады и презентации об изменениях в нормах законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из всего многообразия языков народов России, о состоянии и перспективах обучения родным языкам в российской системе образования, о родных языках в контексте образовательной политики Республики Мордовии, о формировании билингвальной среды (билингвизм – двуязычие, от лат. «bi» – «два» и лат. «lingua» – «язык») обучения и воспитания как условия сохранения национальной самоидентичности, о формировании общечеловеческих ценностей на уроках мордовских языков, о планировании учебных занятий по родному языку с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения и т. д.

    Во второй день семинара функционировали 3 секции – очная и заочная, а также сессия экспертов и молодых педагогов, которые были посвящены практическим вопросам обучения школьников родному языку путём их приобщения к национальной культуре. Здесь произошёл обмен опытом преподавания родных языков и литератур детям разновозрастной категории, в различных школах конкретных регионов страны. Большое внимание было уделено взаимосвязи языка и культуры, организационно-методическим стратегиям преподавания языков, о профессиональных затруднениях учителя родного языка.
    По окончанию работ секций для всех участников семинара в «Педагог 13.ру» усилиями Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и Федерального института родных языков народов Российской Федерации для участников семинара была организована стажировка по теме «Разработка и использование образовательного контента для современного урока родного языка», а также выдача сертификатов.

    Лариса Маршева, модератор семинара, и. о. директора Федерального института родных языков народов Российской федерации, доктор филологических наук, профессор: «Сохранение языка зависит от дошкольного воспитания и преподавания языка в школах, от традиций семейной педагогики. К сожалению, основная проблема, связанная с сохранением родного языка, – отсутствие мотивации к её изучению, которая, в свою очередь, связана с низкой социально-экономической востребованностью родных языков. Зачастую у родителей детей есть убеждение в том, что русского языка будет достаточно для сдачи ЕГЭ и поступления в один из вузов страны, а в дальнейшем – и трудоустройства. Совершенно очевидно, что язык – это хранилище культурных традиций, исторических традиций. Кроме того, чем больше языков знает человек, тем лучше и успешнее он интегрируется в другие контексты, в том числе профессиональные и культурные. И это нужно осознавать.

    Безусловно, есть проблемы, связанные с преподаванием. И, прежде всего, это связано с нехваткой педагогических кадров. К сожалению, кадры стареют. Это естественный процесс. А вот молодёжь не слишком заинтересована в получении педагогического образования, связанного с преподаванием родных языков.

    Есть проблема, связанная с учебно-методическим обеспечением. Мы оказываем всемерную учебно-методическую информационную поддержку проекту, связанному с изданием учебников мокшанского и эрзянского языков. Ну, здесь, конечно, очень важны усилия общественных организаций. То есть усилия должны быть разносторонними.

    Для нас – и для института, и для Министерства просвещения Российской Федерации, – принципиально важно оптимизировать или даже модернизировать школьное преподавание родных языков и родных литератур».
    Стоит отметить, что двухдневный обучающий семинар по родным языкам стал не единственным мероприятием, которое ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации провёл на базе Центра «Педагог 13.ру».

    19 ноября там состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Полилингвальное образование в школах России». Лариса Маршева: «Полилингвальное образованиев школах РФ – это очень важный для России и всего мира, в целом, образовательный тренд, когда человек уже со школьного возраста в одно и то же время осваивает несколько языков. В условиях Российской Федерации речь идёт о трёх слагаемых – русский язык, один из родных языков из всей палитры родных языков народов Российской Федерации, плюс английский язык».

    ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации» был учреждён в конце декабря 2020 года. Серия обучающих семинаров, посвященная состоянию преподавания родных языков и родных литератур в школах Российской Федерации, им проводится впервые.

    Так, первый семинар прошёл в конце сентября 2021 года в городе Ессентуки в филиале Ставропольского педагогического государственного института. А вот второй обучающий семинар – уже в Саранске. По словам организаторов мероприятия, Мордовия стала одним из первых регионов, который откликнулся на призыв о сотрудничестве.

    Лариса Маршева: «Мы ощущаем, и об этом нам сообщают педагоги родных языков и родных литератур, что есть нехватка в консолидированном общении, в обмене опытом, в трансляции успешных педагогических практик, в обсуждении новых форматов преподавания родных языков и родных литератур, в поиске обновленных современных средств популяризации родных языков и родных литератур. Как известно, в общеобразовательных организациях Российской Федерации преподаётся 76 родных языков. Это большая цифра. С учётом, что в нашей многонациональной России, приблизительно, 277 языков и диалектов. Конечно, языки, которые преподаются в школах России, разной степени сохранности. У этих языков – разное количество носителей, и в разных субъектах Российской Федерации к ним проявляется разный интерес. Здесь мы можем и должны говорить о том, что в республике Мордовия, насколько мы это видим и из официальной статистики, и уже сложившихся дружеских отношений, и приехав сюда лично, – в целом, много внимания уделяется родным языкам и родным литературам, форматам их преподавания и сохранения. Разумеется, в республике Мордовия очень успешно начинает своё формирование модель полилингвального образования. Ну, а самое главное, пожалуй, – это то, что в республике проживает эрзянский народ, мокшанский народ, татары, русские и много других народностей. И все они живут в добром соседстве, и все заинтересованы в сохранении своего языка».

    Известия Мордовии, Ольга Шабанова

     

     

    © 2023 ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»

    Персональная информация о сотрудниках опубликована в соответствии с приказом Рособрнадзора №831 от 14.08.2020.