12 октября 2022 года в Мемориальном музее военного и трудового подвига 1941-1945 гг. состоялся круглый стол «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на примере детского патриотизма и героизма в годы Великой Отечественной войны». Мероприятие прошло при поддержке Фонда Президентских грантов в рамках реализации социально-патриотического проекта «Последние свидетели Великой Отечественной…».
В работе круглого стола приняли участие представители Совета ветеранов Республики Мордовия, НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Центрального государственного архива Республики Мордовия, МГУ имени Н.П. Огарева, МГПУ имени М.Е. Евсевьева, Саранской епархии Мордовской митрополии РПЦ, общеобразовательных организаций г.о. Саранск и муниципальных районов республики, руководители поисковых отрядов, сотрудники Мемориального музея военного и трудового подвига.
Проблемным полем круглого стола стали следующие вопросы:
- патриотизм – основа духовного воспитания школьников;
- Великая Отечественная война как фактор патриотического воспитания молодежи;
- нравственные аспекты детского патриотизма и героизма в годы Великой Отечественной войны – источник для патриотического воспитания подрастающего поколения;
- сохранение исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны в воспоминаниях очевидцев – «детей войны»;
- проблемы современного патриотического воспитания в сфере высшего и среднего образования; интеграция патриотических традиций в образовательный процесс;
- работа государственных учреждений по патриотическому воспитанию молодежи;
- роль общественных организаций в патриотическом воспитании детей и молодежи;
- ветеранские организации – хранители духовно-нравственных ценностей России и Мордовии;
- роль религии в становлении феномена патриотизма.
С приветственным словом от председателя Мордовской республиканской общественной организации ветеранов вступила И.В. Горячева. Также участников круглого стола приветствовали ректор МГПУ имени М.Е. Евсевьева М.В. Антонова и председатель Епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Саранской и Мордовской епархии протоиерей Олег Копылов.
Центр «Педагог 13.ру» на круглом столе представил методист лаборатории проектной деятельности А.В. Рогозин, выступивший с докладом «Патриотическое воспитание школьников: новые подходы к формированию традиционных ценностей».
Свои выступления в рамках круглого стола также представили доцент кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения ФГБОУ ВО «МГУ имени Н.П. Огарева», кандидат исторических наук С.И. Малоземов, начальник отдела научной информации и публикации документов ГКАУ «Центральный государственный архив Республики Мордовия» Н.Н. Терешина, старший научный сотрудник отдела теории и истории культуры ГКУ «НИИ ГН при Правительстве Республики Мордовия», кандидат исторических наук Т.Ю. Задкова, начальник отдела гражданско-патриотических программ ГБУ «Мордовский республиканский молодёжный центр» Н.И. Журавлева, учитель истории МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Лямбирского муниципального района С.В. Козлов, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 2» г.о. Саранск Ю.В. Бегеева, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 33» г.о. Саранск Л.В. Юматова, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Марьяновская СОШ» Большеберезниковского муниципального района С.Н. Кудашева, учитель географии и истории МОБУ «Рождественская СОШ» Ичалковского муниципального района Е.А. Планкина, научный сотрудник МБУК «Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941 – 1945 гг.», кандидат исторических наук Л.А. Матвеева.
Участники круглого стола отметили, что духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения должно осуществляться, прежде всего, на материале отечественной истории. Воспитание историей невозможно без такой её страницы, как Великая Отечественная война, ставшей огромным испытанием для народов Советского Союза. Людей, переживших Великую Отечественную войну, становится всё меньше и категория «дети войны» среди них самая многочисленная. Поэтому сегодня нравственные аспекты детского патриотизма и героизма в годы войны являются бесценным источником для патриотического воспитания подрастающего поколения.