24 октября в рамках Всероссийского педагогического марафона «Осенняя школа учителя – 2022» для учителей математики была организована работа площадки продуктивного педагогического опыта «Лаборатория математического образования и информатики: ключевые направления деятельности учителя математики в 2022-2023 учебном году». Мероприятие состоялось в формате онлайн на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»». В число его участников вошли представители ведущих издательств учебной литературы группы компаний «Просвещение», издательства «Мнемозина», учителя математики, руководители ШМО общеобразовательных организаций городов Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Пензы, Ульяновской области, г. о. Саранск и Республики Мордовия. Общее количество участников семинара – 243 человека. Ведущий мероприятия – Ольга Николаевна Журавлева, руководитель лаборатории математического образования и информатики, доцент кафедры основного и среднего общего образования ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»», учитель математики ГБОУ РМ «Республиканский лицей», кандидат педагогических наук.
Цель организации мероприятия – обсуждение с сообществом учителей, работающих в предметной области «Математика», наиболее важных направлений их профессиональной деятельности в 2022–2023 учебном году. Формат Всероссийского педагогического марафона позволяет организовать обмен педагогическим опытом, а также развитие межрегионального сотрудничества научных и педагогических работников в сфере развития школьного математического образования.
Одной из ключевых тем, в той или иной форме представленных в выступлениях, стала реализация на практике обновленного ФГОС ООО 2021 года.
Работу площадки начала Елена Львовна Мардахаева, заведующий Лабораторией математики ГК «Просвещение», автор УМК «Лаборатория А.Г. Мордковича», кандидат педагогических наук, доцент (г. Москва). Свое выступление «Применение IT-средств при обучении алгебре в условиях перехода на обновленный ФГОС ООО 2021 года» Елена Львовна начала с характеристики изменений, которые появились в обновленном ФГОС ООО, а также особенностях Примерных рабочих программ основного общего образования базового и углубленного уровней. Она обратила внимание слушателей на необходимость более широкого использования возможностей цифровых образовательных ресурсов: не только как УМК, но и эффективного средства обучения и развития школьников.
Выступающая подробно остановилась на характеристике дидактических возможностей графического компьютерного редактора GeoGebra (https://www.geogebra.org). На примере изучения тем «Линейная функция» (7 класс) и «Квадратичная функция» (8 класс) Елена Львовна продемонстрировала яркие образцы использования IT-средств: для построения моделирующего эксперимента; для повышения уровня визуализации изучаемого материала; для пропедевтики понятия «непрерывность»; для формирования метапредметных образовательных результатов: структурирования информации, анализа, синтеза; для изучения приемов решения заданий с параметрами.
Разговор на ключевую тему продолжила ведущий методист Отдела методической поддержки педагогов и ОО группы компаний «Просвещение» (г. Москва) Екатерина Дмитриевна Зубкова. В своем выступлении «ЭФУ по математике от группы компаний «Просвещение»: методические рекомендации при переходе на обновленный ФГОС ООО» она дала ответ на ряд наиболее значимых для практики обучения математике вопросов. В частности, подробно остановилась в ответе на вопрос «Как учителю математики, работающему в 5 классе в условиях реализации обновленного ФГОС ООО, обеспечить обучающихся необходимыми учебными материалами?». Недостающую учебную информацию, в соответствии с положениями ФГОС ООО-2021, на этапе ожидания утверждения ФПУ, можно найти в ИОС. ИОС – комплекс, включающий цифровые образовательные ресурсы и совокупность технологических средств ИКТ (компьютеры, иное оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде) (ст. 37.1 ФГОС-2021 ООО). При реализации программы ООО каждому обучающемуся, родителю должен быть обеспечен доступ к ИОС, в том числе безопасный доступ к верифицированным образовательным ресурсам цифровой образовательной среды (ст. 35.3).
Екатерина Дмитриевна подробно рассказала об электронных формах учебников (ЭФУ), которые подготовлены группой компаний «Просвещение» и расположены в Медиатеке издательства, а также возможностях работы с ними. Учителя-практики получили ответ на вопрос: «Как организовать изучение проблемного вопроса о делимости чисел в условиях отсутствия данного материала в учебнике 5 класса». Е. Д. Зубкова сделала особый акцент еще на одном методическом ресурсе «Просвещение. Поддержка», организованном группой компаний «Просвещение», где учителя могут найти методические рекомендации по самым актуальным проблемам реализации обновленного ФГОС ООО.
«Обновлённый ФГОС-2021. Роль структуры курса школьной математики в формировании математической грамотности учащихся». Этот значимый для практики обучения вопрос был раскрыт в выступлении Марины Владимировны Генераловой, руководителя Центра физико-математического образования издательства «Мнемозина» (г. Москва). Марина Владимировна предоставила педагогам-практикам еще один вариант решения сложного вопроса об изучении в 5 классе темы «Делители и кратные числа, разложение на множители». Она подробно представила другой эффективный подход, опираясь на идеи использования понятий «множество», «приведение дробей к новому виду», «множество дробей с разными знаменателями», изложенные в обновлённом учебнике математики для 5 и 6 классов авторов Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда (42-издание переработанное, издательства «Мнемозина»). В выступлении были приведены заслуживающие внимание примеры заданий из названного учебника математики, направленные на формирование математической грамотности обучающихся. Как показала М. В. Генералова, практический интерес для педагогов представляют и другие компоненты УМК, в частности, «Методическое пособие для учителя», где учителя смогут найти подробную информацию по разным вопросам организации обучения математике.
В работе Площадки продуктивного педагогического опыта приняли участие и педагоги-практики различных регионов России и Республики Мордовия:
- «Цифровой портфель учителя: доступная и эффективная образовательная среда» (Татьяна Васильевна Мельничук, учитель математики высшей категории МАОУ СШ № 8 п. Новосмолинский Нижегородской области, победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование»);
- «Цифровой портфель учителя: доступная и эффективная образовательная среда» (Алла Геннадьевна Гуськова, учитель математики высшей категории, руководитель методического объединения МБОУ «Лицей № 40» при УлГУ, г. Ульяновск);
- «Использование цифрового образовательного контента при подготовке к ОГЭ по математике» (Лариса Валентиновна Меркулова, учитель математики МБОУ «Кочкуровская средняя общеобразовательная школа» Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия);
- «Метод обратных задач в обучении математике учащихся основной школы» (Светлана Николаевна Ульянова, учитель математики МОУ «Луховский лицей», Республика Мордовия).
В завершении работы Площадки ведущим мероприятия О. Н. Журавлевой были охарактеризованы ключевые направления деятельности учителей математики в 2022-2022 учебном году. Временной регламент мероприятия не позволил подробно остановиться на всех ключевых направлениях. Но именно они будут еще неоднократно обсуждаться в различных образовательных событиях, проводимых на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»». И именно они будут определять работу Лаборатории математического образования и информатики в 2022-2023 учебном году.
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке
https://cloud.mail.ru/public/FxTK/Wt5VyV4Vn
Запись мероприятия расположена по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=-U8laAnbYFk