15 мая 2023 года на площадке ЦНППМ «Педагог 13.ру» в очном режиме прошел республиканский круглый стол «Социокультурные практики в школьных музеях: опыт и перспективы на примере реализации проекта «Последние свидетели Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», посвященный 78-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне и Году педагога и наставника.
В работе круглого стола приняли участие директора школ, работники образовательных организаций общего, дополнительного и среднего образования, руководители школьных музеев.
Модератором круглого стола выступил А. В. Рогозин, методист лаборатории проектной деятельности ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру».
На круглом столе выступили:
- Акимова Зинаида Ивановна, директор МОУ «Гимназия №19», г.о. Саранск, директор межшкольного центра национальных культур, кандидат педагогических наук, доктор исторических наук, заслуженный учитель РФ, народный учитель РМ: «Опыт работы Межшкольного центра национальных культур МОУ «Гимназии №19» г.о. Саранск»;
- Азисов Рустям Асымович, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» г.о. Саранск: «Школьный музей истории XX века»;
- Баркина Марина Николаевна, учитель истории, руководитель музея МОУ «Лицей № 43» г.о. Саранск: «Деятельность музея фронтового кинооператора В. А. Сущинского в реалиях прошлого и современности»;
- Варюхина Римма Анатольевна, директор МОУ «Гимназия №1» Рузаевского муниципального района, учитель истории и обществознания: «Использование музейных технологий в образовательном и воспитательном процессе»;
- Юматова Людмила Васильевна и Ивлиева Светлана Геннадьевна, учителя истории и обществознания МОУ «СОШ №33» г.о. Саранск: «Музей – концепция создания (обновления) музейной экспозиции музея, музейной комнаты и музейного зала в образовательной организации».
Все участники круглого стола выразили общее мнение, что школьный музей – центр патриотического воспитания, он отвечает за сохранение культурно-исторической памяти. Это центр по развитию и сохранению культурных традиций образовательных организаций. Для нас очень важно, что школьный музей – это пространство развития и самореализации школьников, а также информационная среда, которая позволяет им более осознанно относиться к исторической памяти и двигаться вперед с опорой на те ценности, которые сохраняются в наших школьных музеях.
Музей является пространством социализации для детей, школьников, которые, приобретая знания в школе, реализуют их в различных социальных пространствах, в том числе в таких, как республиканский виртуальный музей истории образования Республики Мордовия.