С 13 по 21 августа 2020 года состоялся Республиканский образовательный форум «Образовательная экосистема Республики Мордовия: новые вызовы и приоритеты развития», целью которого стало обсуждение актуальных вопросов развития образования в регионе в условиях современной реальности, анализ актуальных отраслевых проблем и обсуждение способов их разрешения, определение векторов развития с учетом региональных особенностей, ведущих тенденций региональной образовательной политики и задач на 2020 – 2021 учебный год с учетом основных положений Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
В мероприятиях конференции приняли участие более 5 000 человек: представители Министерства образования Республики Мордовия, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, члены общественного совета при Министерстве образования, руководители и заместители руководителей образовательных организаций, педагогические и научные работники, представители работодателей, профессиональных союзов.
Работа Республиканского образовательного форума – 2020 была выстроена в формате хакатонов, в которых специалисты из разных областей сообща решали определенную проблему. Хакатоны включали в себя работу фокус-групп и стратегические митапы. Подведение итогов работы хакатонов произошло на форсайт-сессиях.
Предметом обсуждения хакатона «Школа 3.0: формируем компетенции будущего» стали вопросы внедрения дистанционного обучения в условиях вызовов и реалий сегодняшнего дня, института наставничества в образовательных организациях; обсуждались новые подходы к деятельности методических служб; проблемы, тенденции и перспективы воспитательной работы в школе; потенциал начального, основного и среднего общего образования в развитии успешной личности; особенности организации образовательного процесса в условиях инклюзивного класса; критерии эффективности работы современного педагога.
Хакатон «Дошкольное образование: курс на развитие 4К» был посвящен качеству дошкольного образования. Обсуждались новые вызовы системе дошкольного образования, технологии достижения новых образовательных результатов.
В хакатоне «Сопровождение родителей в современном образовательном пространстве: основные тенденции, опыт и перспективы развития» были представлены современные институты поддержки родительства, рассматривались вопросы развития региональной экосистемы поддержки семей.
Хакатон «Профессиональное образование: современные форматы обучения и новые возможности» был посвящен содержанию, ресурсному обеспечению и управлению региональной системой профессионального образования.
Участниками хакатона «Успех каждого ребенка» были рассмотрены вопросы трансформации системы дополнительного образования детей в Республике Мордовия, обеспечения доступности дополнительного образования.
Проблемы развития школьных библиотек в цифровом обществе были подняты на хакатоне «Школьный информационно-библиотечный центр».
В ходе пленарного заседания Республиканского образовательного форума были рассмотрены вопросы, связанные с ключевыми направлениями развития системы образования Республики Мордовия в условиях реализации федеральных проектов национального проекта «Образование».
С приветственным словом к участникам обратилась Лотванова Галина Алексеевна, Заместитель Председателя Правительства Республики Мордовия.
Модератором пленарного заседания выступила Явкина Галина Анатольевна, Министр образования Республики Мордовия.
О повышении качества образования в условиях использования дистанционных технологий и электронного обучения рассказал Семченко Евгений Евгеньевич, директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации.
О роли педагогического вуза в формировании компетенций Учителя будущего рассказала Антонова Марина Владимировна, ректор ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева».
Участники Республиканского образовательного форума подчеркнули, что 2020 год – год значительных перемен в системе образования: освоение новых образовательных платформ, адаптация образовательных программ под электронную цифровую среду, шаг к новым вызовам и реалиям повседневности. В этих условиях ежегодные совещания педагогической общественности расширяют профессиональную компетентность педагогов и руководителей, дают возможность по-новому оценить многие аспекты педагогической работы, обменяться опытом, обсудить актуальные проблемы в преддверии нового учебного года.