Сергей Кравцов: «Наша система СПО готовит квалифицированные кадры для всей страны»
В этом году наша система профессионального технического образования отмечает 80-летие, но она ведет свою историю еще с дореволюционных времен – от ремесленных училищ при фабриках и заводах. За долгое время накопился опыт, который помогает понять, как лучше всего обучать студентов. В системе СПО сформировалось профессиональное сообщество экспертов и замечательных мастеров. При этом она обладает важной для современного мира гибкостью, которая позволяет быстро реагировать на происходящие изменения и подстраиваться под них.
И мы видим, что с каждым годом престиж профессионального образования только растет – все больше школьников считает, что именно колледжи и техникумы помогут им реализоваться и найти востребованную и стабильную работу.
Преподавателей, студентов, выпускников и ветеранов профтехобразования объединяет идея достижения высочайшего мастерства. Я очень горжусь всеми, кто не жалеет сил на развитие системы СПО, передает свои знания и опыт молодым людям для того, чтобы они могли стать настоящими профессионалами и улучшить жизнь других людей.
В честь юбилея мы учредили памятный знак «80 лет системе профессионально-технического образования» и наградим им наставников, педагогов, мастеров производственного обучения и всех тех, кто внес значительный вклад в совершенствование профессионального образования.
Юбилей СПО – это значимое событие не только для самой системы, но и для всей сферы образования в целом, ведь обучение и воспитание тех, кто придет в колледжи, начинается с дошкольных учреждений и школ. Мы должны давать ребенку максимально полезные знания и практические навыки, которые принесут ему пользу в будущем. Для студентов СПО практика особенно важна, поэтому промежуточная и итоговая аттестации должны проходить в формате демонстрационного экзамена по профессии. Чемпионаты профессионального мастерства помогают студентам дальше оттачивать свои умения.
Мы делаем все возможное для повышения качества профессионального образования. Пересматриваем и актуализируем перечень профессий. Сотрудничаем с Агентством стратегических инициатив, Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства, чтобы найти баланс между кадровыми потребностями экономики и возможностями учреждений обучать новых специалистов. Двенадцать тысяч мастеров производственного обучения уже повысили квалификацию по новым программам. Обновляется материально-техническая база колледжей. В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование» к концу этого года будут созданы 1574 современные мастерские.
Чтобы в реализации всех проектов участвовали эксперты-практики, при Министерстве создан Партнерский совет, в который входят представители крупнейших российских компаний-работодателей. Совместно нам удастся выстроить качественную систему подготовки кадров, опираясь на потребности современного рынка рабочих профессий.
От всей души желаю руководителям, преподавателям и мастерам производственного обучения терпения и успеха в работе, освоении новых методик, а студентам – целеустремленности, трудолюбия и любознательности. России нужны отличные специалисты, которые стараются мастерски выполнять свое дело, в каждой мелочи показывать себя с лучшей стороны. Такая работа всегда будет вызывать уважение и благодарность.
Дмитрий ГЛУШКО, первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации: «Мы наблюдаем устойчивый спрос на программы среднего профессионального образования»
Дмитрий Евгеньевич, системе профессионально-технического образования в России исполнилось 80 лет. В каком направлении она будет развиваться дальше?
Наша главная цель – модернизация системы СПО. Мы уделяем особое внимание улучшению инфраструктуры, повышению уровня материально-технической оснащенности колледжей и техникумов, созданию мастерских, соответствующих современным международным стандартам. В соответствии с федеральным проектом «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» всего до 2024 года должны быть обустроены 5000 современных мастерских. В 2019–2020 годы на эти цели уже было выделено более 7,3 миллиарда рублей. В этом году мастерские создавались по семи направлениям: «Искусство, дизайн и сфера услуг», «Строительство», «Информационно-коммуникационные технологии», «Обслуживание транспорта и логистика», «Промышленные и инженерные технологии», «Сельское хозяйство» и «Социальная сфера».
Мы также продолжаем внедрять демонстрационный экзамен – инновационную систему оценки компетенций, которая позволяет непосредственно наблюдать за мастерством студента в условиях, максимально приближенных к реальному производству. В этом году промежуточную и итоговую аттестацию в виде демонстрационного экзамена сдали более 35 тысяч человек.
Другие важные направления – подготовка новых педагогов для системы СПО из числа участников чемпионатов и расширение сотрудничества с бизнесом, в том числе для более объективной и независимой оценки содержания и результатов профессионального образования. Ключевой инструмент развития педагогического потенциала – программы повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, основанные на опыте Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». Программы направлены на применение стандартов и инструментов Ворлдскиллс при реализации программ среднего профессионального образования. Повышение квалификации по этим программам на сегодняшний день уже прошли более 21 тысячи человек.
Кроме того, чтобы обучение студентов отвечало реальным требованиям рынка труда, необходимо совершенствовать практическую сторону образования и постоянно обновлять перечень профессий и специальностей СПО.
Не стоит забывать и о воспитательной функции колледжей. Они играют важную роль в укреплении общероссийской гражданской идентичности и единства. Этому способствуют модернизация управления воспитательным процессом, разработка модельных программ, профилактика экстремизма и радикализма в рамках основных профессиональных образовательных программ, организация дополнительных мероприятий и активностей для студентов.
Думаю, что одной из важнейших тенденций в ближайшие годы станет трансформация колледжей в многофункциональные структуры, предоставляющие множество образовательных услуг за рамками государственного задания. Это обусловлено целым рядом предпосылок, включая нехватку квалифицированных кадров и рабочих мест в регионах.
Насколько сейчас востребованы программы СПО? Какие профессии и специальности пользуются наибольшей популярностью среди абитуриентов?
Мы наблюдаем устойчивый спрос на программы среднего профобразования. Ежегодно система СПО выпускает более 700 тысяч квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, а в этом году колледжи и техникумы приняли на обучение около миллиона человек, причем конкурс в среднем составлял более двух человек на место. В 27 регионах страны средний балл аттестата абитуриентов был выше четырех.
И хотелось бы особо отметить, что более половины студентов СПО сейчас получают профессии и специальности, связанные с инженерным делом, технологиями и техническими науками.
Развиваются и пользуются спросом не только программы СПО, но и краткосрочные программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, дополнительного профессионального образования специалистов. На базе колледжей реализуется Специальная программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц старше 50 лет, а также лиц предпенсионного возраста, организованная Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». Для обучения доступны более 450 программ по 125 компетенциям.
Уверен, что в дальнейшем интерес к программам СПО будет только расти, так как они в том числе дают возможность раньше начать работать по специальности, наращивать компетенции и строить карьеру.
Как обстоит дело с трудоустройством выпускников?
Статистика показывает, что более половины выпускников (51,9%), завершивших обучение в 2020 году, уже трудоустроены. Значительное число молодых людей продолжает обучение или призвано на военную службу. Мы также отмечаем рост числа выпускников, которые имеют статус самозанятых. Сейчас это 1,4%, или 8825 человек.
Мы в том числе проводим анализ профессий и специальностей, с которыми связаны самые большие риски нетрудоустройства. Среди них – «Экономика и бухгалтерский учет», «Автомеханик», «Повар, кондитер», «Гостиничный сервис». Проблемы с трудоустройством во многом возникают именно из-за повышенного спроса на данные направления подготовки у поступающих.
С вашей точки зрения, колледжи способствуют развитию непрерывного образования в стране?
Участие организаций СПО в системе непрерывного образования открывает новые возможности для ранней профориентации школьников с учетом требований региональной экономики, задач федеральных проектов, запросов работодателей. Ребята могут раньше определиться с будущей профессией и углубленно изучать предметы, соответствующие своему выбору. Кроме того, колледжи могут быть связующим звеном между школой и университетом, выпуская для системы высшего образования студентов с хорошей практической подготовкой. Выпускники организаций СПО имеют возможность учиться в вузах по индивидуальным образовательным маршрутам.