«Базовые навыки и компетенции позволяют легко и быстро менять сферу деятельности и адаптироваться к новым условиям»

    В ОП РФ поделились лучшими практиками образовательных программ по профориентации.

    В Общественной палате РФ 13 октября состоялся круглый стол «Профориентация 2.0. Вызовы и решения». «Профориентация — место общего интереса и активного взаимодействия бизнеса, власти и общества, которые заинтересованы, чтобы коммуникация в этой сфере проходила максимально эффективно. За кажущейся лиричностью профориентация решает серьезные задачи, а сейчас, в условиях очередной демографической ямы, задача подбора лучших кадров для бизнеса встала еще острее», — пояснил актуальность темы круглого стола член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Вадим Ковалев

    Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко предложила поговорить о возможностях для самореализации школьников: «Что можно сделать, чтобы ребята делали осознанный выбор жизненного пути, чтобы они видели весь спектр возможностей для самореализации и раскрытия талана, были готовы максимально инвестировать в развитие страны, были востребованными и счастливыми людьми». 

     Директор по работе с органами государственной власти Всероссийского центра изучения общественного мнения Кирилл Родин поделился итогами опроса ВЦИОМ, который показал, что по специальности работает 51 процент опрошенных россиян, не по специальности — 47 процентов. Среди основных причин отказа от основной специальности 30 процентов респондентов назвали невозможность устроиться или отсутствие работы по профилю; 24 процента — более высокие зарплаты; 20 процентов опрошенных нашли себя в другой сфере; шести процентам опрошенных не хватило опыта работы для устройства работать по специальности; еще шесть процентов не устроили условия труда. При этом 37 процентов опрошенных получили дополнительные знания и навыки, прошли курсы профессиональной переподготовки; 33 процента такие курсы не проходили, но обучались самостоятельно; 29 процентов не обучались дополнительно совсем. 

    Кирилл Родин озвучил выводы ВЦИОМ, которые говорят о том, что за последние годы система подготовки специалистов как высшего, так и среднего звена не соответствует существующему спросу.

    «Система высшего образования играет все меньшую роль. Под большим сомнением значимость выбора высшего образования как перспективного. В то же время человеческий капитал — самый значительный ресурс государства, а качество и обеспечение качества этого человеческого капитала с точки зрения государственной политики сильно хромает. КПД довода человека по профессиональной вертикали оставляет желать лучшего», — констатирует эксперт.

     О том, что происходит на современном рынке труда, рассказала Ирина Святицкая, руководитель молодежного направления рекрутингового портала hh.ru. По ее словам, конкуренция среди молодых людей, устраивающихся на работу, традиционно выше, а в условиях пандемии она усилилась. Основная тенденция последних лет, говорит эксперт, — увеличение числа вакансий в сфере торговли, кроме того, молодые специалисты востребованы в сфере консультирования, туризма, ресторанного и гостиничного бизнеса, административного персонала, информационных технологий и других отраслях, и именно эти отрасли оказались наиболее пострадавшими в 2020 году. 

    Ирина Святицкая обратила внимание на то, что одна из основных корректив 2020 года — рост популярности работы в удаленном режиме и появление большего числа вакансий: если раньше запрос на удаленную работу исходил от соискателей, то сейчас эффективность удаленной работы стала очевидна и для работодателя. Кроме того, эксперт считает, что лучший способ начать свою карьеру — это стажировки, которые позволяют начать работать по профессии, в том числе в удаленном режиме.

     Кристина Колесникова, директор по внешним коммуникациям группы компаний «Просвещение», обратила внимание на то, что пандемия показала наличие цифрового неравенства в регионах — неравенство доступа к ресурсам, информации, различным интересным программам и т. д. 

     «Наличие цифровых платформ частично решило эту проблему. И все же около 40 процентов жителей нашей страны заявило о том, что доступный контент неудобен к потреблению. Здесь даже большое количество виртуальных профориентационных курсов не решает задачи. Эти задачи могут решить только локальные площадки профориентации, профессиональные предпринимательские программы», — убеждена она.

     Заместитель первого проректора Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Дмитрий Волков напоминает, что современные молодые люди живут в эпоху постоянного выбора: им приходится выбирать вуз, направление подготовки, образовательные программы, профиль подготовки и т. д.; более того, при поступлении в магистратуру они часто меняют направление подготовки и в результате получаются комбинированные специалисты.

     «Выбор постоянен, и ориентироваться только на первое высшее образование в современных условиях неправильно, — убежден он. — Карьерные треки студентов и выпускников — одна из основных функций вуза, а те, кто об это не задумывается и не оценивает деятельность вуза по показателям карьерной успешности выпускников, наверное, и выпускают специалистов, которые не могут себя найти на рынке труда».

    5Заместитель директора департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Татевик Карабекян считает, что ребенок должен по максимуму самоопределиться с выбором профессиональных предпочтений до принятия решения, куда пойти учиться. Кроме того, специализация должна осуществляться под запросы экономики, а для этого регионам надо определять приоритетные для них профессии, исходя из требований рынка труда. Она также рассказала, что в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» работает образовательная площадка «Билет в будущее». Там ребята проходят тестирование, получают индивидуальные рекомендации, какая профессия им ближе, и даже проходят мастер-класс на профессиональную пробу — только в прошлом году такое тестирование прошло 540 тысяч школьников более чем из 50 субъектов РФ.

     Опытом реализации масштабных проектов по профориентации детей и молодежи, способствующих профессиональному самоопределению, поделились и другие участники круглого стола.

     «Я считаю критически важным, чтобы ребята делали осознанный шаг, умели оценивать свои сильные и слабые стороны, выбирали максимально подходящее им образование. Сейчас не то время, когда нужно долго учиться, а потом тяжело работать: сейчас мир устроен так, что мы периодически меняем сферу деятельности, а базовые навыки и компетенции позволяют делать это легко и быстро адаптироваться к новым условиям», — резюмировала Наталья Кравченко. 

    © 2020 ГБУ ДПО РМ "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - "Педагог 13.РУ"