24 ноября 2021 г. на площадке Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» в целях внедрения новых форм деятельности в преподавание мордовского (мокшанского, эрзянского) языка прошёл Межрегиональный семинар «Использование интерактивных учебных материалов интерактивной образовательной платформы ISMART на уроках мордовского (мокшанского, эрзянского) языка». Он организован для учителей мордовского (мокшанского, эрзянского) языка общеобразовательных организаций Республики Мордовия и регионов с компактным проживанием мордовского населения в рамках гранта «Создание интерактивных учебных материалов для содействия изучению мордовского (мокшанского, эрзянского) языка в рамках школьной программы». Грант реализует АНО «Центр развития онлайн-образования» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
В работе семинара приняли участие авторы-разработчики учебно-методических заданий по мордовскому (мокшанскому, эрзянскому) языку: Рогожина В.Ф., Кочеваткина О.В., Михеева О. В., Дмитриева С.Ю., Федоткина А.А., Пиянзина Е.В., Зубарева И.Г., Мигунова А.С., Костькина В.Я. Педагоги более 70 образовательных организаций Республики Мордовия участвовали в онлайн-формате.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась Рогожина Валентина Федоровна, заведующий лабораторией этнокультурного образования. Она отметила, что в 2021 году лабораторией этнокультурного образования проделана большая работа по организации и проведению инновационной и просветительской деятельности в области поддержки и развития родных языков из числа языков народов Российской Федерации в рамках проекта «Создание интерактивных учебных материалов для содействия изучению мордовского (мокшанского, эрзянского) языка в рамках школьной программы». Авторским коллективом подготовлены учебно-методические материалы для интерактивных заданий по мокшанскому и эрзянскому языкам. Образовательная платформа ISMART позволит детям, желающим лучше изучить мордовский (мокшанский, эрзянский) язык, самостоятельно повторить, закрепить полученные знания.
Гояева Дзерасса Эльдаревна, магистр психологических наук, руководитель научно-методического отдела ISMART, научный сотрудник центра нейрокогнитивных исследований МЭГ-центр МГППУ г. Москва, рассказала об особенностях данной платформы. ISMART, как и другие платформы онлайн-образования в России, предназначена для помощи учащимся в дистанционном получении знаний и отработке важнейших навыков. Предложенная система онлайн-обучения отличается тем, что несколько упрощает учебный процесс, делает его более доступным и интересным для учеников младшей школы. В платформу заложена система мотивации для отработки основных навыков. В результате учащиеся не только приобретают и закрепляют знания, они осознают важность учебы для решения личных задач. ISMART – это ряд тренажёров. Задания распределены по темам, разделам и классам, снабжены системой подсказок. Контент образовательной платформы включает в себя диагностику знаний, рекомендаций системы, выдачу ISMART заданий и т.д.
Семинар прошел в активном режиме. По итогам его работы были внесены следующие предложения:
1. Обеспечить преемственность в 5-7 классах заданий по мокшанскому и эрзянскому языкам.
2. Дополнить формулировки заданий, лексический материал в заданиях и в ответах звуковым сопровождением.
3. Рассмотреть возможность оценивания на мокшанском, эрзянском языках (мокш. яз.: цебярь, лац, пяк цебярь, пяк лац, ёнюват; эрз. яз.: вадря, пек вадря, паро, пек паро, превейнят).
4. Добавить фрагменты видеоуроков по мокшанскому и эрзянскому языку.