С 16 по 20 августа 2021 года в Республике Мордовия состоялся Региональный образовательный форум «Воспитание и образование: воспитываем обучая, обучаем воспитывая», целью которого стало профессионально-общественное обсуждение ключевых факторов развития региональной системы воспитания, анализ рисков и обсуждение способов их разрешения, определение потенциала развития региональной системы образования на 2021 – 2022 учебный год с учетом основных положений Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
В работе пленарного заседания Регионального образовательного форума приняли участие: Временно исполняющий обязанности Главы Республики Мордовия Артём Алексеевич Здунов; Заместитель председателя Правительства Республики Мордовия Галина Алексеевна Лотванова; Исполняющий обязанности Министра образования Республики Мордовия Елена Петровна Солдатова. По видеосвязи в пленарном заседании принял также участие Министр просвещения России Сергей Кравцов.
В ходе пленарного заседания Регионального образовательного форума – 2021 «Стратегические ориентиры воспитательной деятельности: от программы к действию» были рассмотрены вопросы, связанные с ключевыми направлениями развития системы образования Республики Мордовия, – векторы развития педагогического образования в регионе, потенциал взаимодействия семьи и школы в области воспитания подрастающего поколения, развитие системы наставничества в сфере общего и профессионального образования.
В мероприятиях образовательного форума приняло участие свыше 5 000 человек: представители Министерства образования Республики Мордовия, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководители и заместители руководителей образовательных организаций, педагогические и научные работники, представители работодателей, профессиональных союзов и др.
Педагоги республики приняли активное участие в стратегической сессии «Воспитание в современной школе: от программы к действию», в рамках которой определялись актуальные проблемы воспитания детей и молодежи, происходило знакомство с лучшими практиками, инструментами и технологиями воспитания в современных социокультурных условиях и тиражирование эффективного опыта воспитательной работы в условиях общего и дополнительного образования детей.
Ключевым событием Регионального образовательного форума – 2021 стал Всероссийский педагогический марафон «Как воспитать человека. Новые вызовы».
Воспитательный потенциал предметных областей стал предметом обсуждения серии мероприятий «Тичбург: от лучших педагогических практик – к новым компетенциям»:
– Обсуждение наиболее актуальных, практико-ориентированных вопросов содержания и организации воспитательной работы в предметной области «Математика и информатика» стало ключевой темой проектного семинара «Воспитательный потенциал предметной области «Математика и информатика»: эффективные технологии и практики».
– На митапе «Воспитание в контексте диалога культур на уроках иностранного языка» учителя иностранных языков общеобразовательных организаций Республики Мордовия выразили свои взгляды, идеи, размышления по проблемам и вопросам преподавания предмета «Иностранный язык».
– Предметом обсуждения круглого стола «Гражданином быть обязан: гражданское воспитание на уроках истории и обществознания» стали современные форматы патриотического воспитания детей, развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.
– Мастерская слова «Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы: учим для жизни» была посвящена осмыслению роли русского языка и его функционирования в новых условиях, созданных информационной революцией и технологическим прорывом последних десятилетий.
– На заседании методического клуба учителей образовательной области «Искусство» «Региональные практики конструирования культуроориентированного образовательного пространства в условиях современной школы» были рассмотрены вопросы конструирования культуроориентированной образовательной среды.
– Проблемы значимости воспитания обучающихся в сохранении и приумножении традиций в поликультурной образовательной среде были подняты участниками митапа «Поликультурное воспитание обучающихся: сохраняя и приумножая традиции».
Успешные практики воспитания в дошкольных образовательных организациях Республики Мордовия были представлены на Педагогическом батле победителей конкурсов профессионального мастерства «Воспитание дошкольника в эпоху глобальных преобразований: перспективы, успешные практики».
В рамках дискуссионной площадки «Развитие механизмов управления качеством образования в Республике Мордовия» состоялось обсуждение проблемных вопросов, связанных с полноценным включением муниципальных органов власти в вопросы управления качеством образования.
Актуальные проблемы развития системы среднего профессионального образования, выработка стратегических ориентиров и оптимальных решений по совершенствованию деятельности в управлении региональной системой СПО стали предметом Форсайт-сессии «Образовательно-инновационный потенциал системы СПО: точки роста и новые возможности».
Ключевые вопросы, связанные с семейным воспитанием детей, были обсуждены на круглом столе «Семейное воспитание: от профессиональной консультации к ответственному родительству».
Участники Республиканского образовательного форума подчеркнули, что в новых, постоянно меняющихся условиях ежегодные совещания педагогической общественности расширяют профессиональную компетентность педагогов и руководителей, дают возможность по-новому оценить многие аспекты педагогической работы, обменяться опытом, обсудить актуальные проблемы в преддверии нового учебного года.