Региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Мордовия
- НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
- СУБЪЕКТЫ НМС
(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) - СУБЪЕКТЫ НМС (РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)
- СУБЪЕКТЫ НМС (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)
- САМОДИАГНОСТИКА ММС
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
- О дополнении списка методического актива
- Приказ о внедрении ИОМ
- Положение о системе педнаставничества
- Приказ МО РМ № 855 "О методическом активе"
- Программа взаимодействия между Министерством образвания, педуниверситетом и ЦНППМ
- Программа развития ЦНППМ Педагог13.ру на 2022-2030 гг
- Распоряжение 596-Р от 27.09.2021 "Об обеспечении педагогическими кадрами"
- Региональная программа наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися Республики Мордовия на 2020-2024 годы
- Комплекс мер (дорожная карта) по созданию и функционированию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Мордовия на период до 2024 года
- О создании региональной системы НМС
- Положение о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Мордовия
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста»
- «Паспорт национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)
- Распоряжение Минпросвещения России от 15.12.2022 № Р-303 «О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № Р-174»
- Распоряжение Минпросвещения России от 16.12.2020 № Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»
- Распоряжение Минпросвещения России от 27.08.2021 № Р-201 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана»
- Распоряжение Минпросвещения России от 01.09.2021 № Р-210 «Об утверждении Методологии мотивирующего мониторинга деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования»
- Распоряжение Минпросвещения России от 06.12.2022 № Р-293 «Об утверждении Методологии мотивирующего мониторинга деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования»
- Письмо Минпросвещения России от 08.11.2021 № АЗ-872/08 «О направлении методических рекомендаций»
- Письмо Минпросвещения России от 10.12.2021 № АЗ-1061/08 «О формировании методического актива»
- Письмо Минпросвещения России от 21.12.2021 № АЗ-1128/08 «О направлении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях»
- Письмо ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» от 06.07.2021 г. № 2163 «О методических рекомендациях» (вместе с Методическими рекомендациями для субъектов Российской Федерации по созданию и обеспечению функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров)
РС НМС включает структурные компоненты федерального, регионального, муниципального и институционального уровней и обеспечивает преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в региональной системе образования на всех уровнях.
Структурный компонент федерального уровня РС НМС представляют субъекты:
1. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации» – координатор ЕФС.
Функции:
– осуществляет общую координацию работы ЕФС, формирует рекомендации по разработке механизмов (правовых, финансовых организационных) обеспечения возможностей для непрерывного и планомерного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с учетом сетевой и иных форм реализации и обновления содержания программ ДПО, новых моделей повышения квалификации;
– обеспечивает взаимодействие с субъектами РС НМС;
– разрабатывает подходы к обновлению системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов;
– во взаимодействии с Министерством образования Республики Мордовия разрабатывает подходы к повышению квалификации управленческих команд образовательных организаций Республики Мордовия;
– оказывает методическую, организационную и содержательную поддержку субъектам РС НМС регионального уровня.
2. Федеральный методический центр.
Функции:
– вырабатывает единые подходы к научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров;
– разрабатывает типовые документы для организации методической работы;
– разрабатывает методические рекомендации, составляет методические кейсы по актуальным вопросам содержания общего образования;
– формирует федеральный банк успешных педагогических практик и тиражирует;
– проводит мониторинги, готовит аналитические отчёты, ведет базы данных о методических службах;
– разрабатывает и реализует программы ДПО для региональных методистов;
– организует семинары, мастер-классы, тренинги, педагогические мастерские, консультации для региональных методистов;
– разрабатывает критерии и показатели эффективности региональных методистов;
– проводит диагностику методических компетенций региональных методистов.
3. Федеральные научно-методические центры.
Функции на основании заключенных с субъектами РС НМС регионального уровня партнёрских соглашений:
– разрабатывают концептуальные положения и модели опережающего профессионального развития педагогических работников;
– разрабатывают подходы к совершенствованию РС НМС с учетом специфики системы образования Республики Мордовия;
– разрабатывают вариативные модели непрерывного педагогического образования, включая среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование;
– разрабатывают модели выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи;
– разрабатывают, апробируют и внедряют в региональную систему образования комплексы диагностики профессиональных компетенций педагогических работников;
– осуществляют взаимодействие с педагогическими работниками и управленческими кадрами образовательных организаций Республики Мордовия;
– выявляют инновационные педагогические и методические инициативы в теории и практике образования и адаптируют их для в внедрения в практическую деятельность педагогических работников Республики Мордовия.
Презентация о РС НМС
Структурный компонент регионального уровня РС НМС представляют субъекты:
1. Министерство образования Республики Мордовия (далее – МО РМ). Сайт.
Функции:
– утверждает комплекс мер (дорожную карту) функционирования РС НМС;
– обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей функционирования РС НМС;
– осуществляет мониторинг эффективности функционирования РС НМС.
2. ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» – координатор РС НМС в Республике Мордовия. Сайт.
Функции:
– осуществляет взаимодействие с федеральным координатором ЕФС;
– организует процесс выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
– организует разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
– организует разработку и внедрение различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет в первые три года работы;
– обеспечивает внедрение целевой модели наставничества педагогических работников;
– обеспечивает выявление, тиражирование и внедрение лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
– обеспечивает координацию научно-методической деятельности педагогических общественно-профессиональных объединений;
– организует проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта «Образование»;
– обеспечивает организацию обучения педагогических работников и управленческих кадров Республики Мордовия, в том числе по программам ДПО, включенным в Федеральный реестр;
– обеспечивает вовлечение педагогических работников в экспертную деятельность;
– оказывает адресную методическую поддержку, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров общеобразовательных организаций Республики Мордовия, в том числе участвующих в мероприятиях по улучшению качества образовательных результатов;
– обеспечивает разработку и реализацию программ ДПО, направленных на устранение выявленных профессиональных дефицитов педагогических и управленческих кадров образовательных организаций Республики Мордовия;
– организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций Республики Мордовия;
– осуществляет анализ показателей эффективности функционирования РС НМС, разрабатывает рекомендации по повышению эффективности функционирования РС НМС и предоставляет их в МО РМ;
– обеспечивает проведение региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
– выполняет иные задачи и функции, возложенные учредителем.
3. ГБУ РМ «ЦОКО – «Перспектива». Сайт.
Функции:
– организует и проводит мониторинговые процедуры, направленные на выявление педагогических и управленческих дефицитов;
– разрабатывает аналитические материалы, формирует предложения, направленные на повышение качества дополнительных профессиональных программ и устранение профессиональных дефицитов педагогических и управленческих кадров;
– осуществляет информационное сопровождение региональных, общероссийских и международных процедур оценки качества образования;
– ведет информационные ресурсы и базы данных;
– осуществляет организационно-методическое и технологическое сопровождение процедур независимой оценки качества образования;
– осуществляет организационно-методическое и технологическое сопровождение аттестации педагогических работников;
– проводит оценочные процедуры руководящих кадров образовательных организаций Республики Мордовия, диагностику уровня их профессиональных компетенций;
– осуществляет консультирование педагогических и управленческих работников по вопросам независимой оценки качества образования, проведения диагностических процедур по оценке уровня профессиональных компетенций.
4. ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева». Сайт.
Функции:
– развивает интеграционные связи педагогического университета и региональной системы образования в рамках деятельности базовых кафедр педагогического университета на площадках образовательных организаций республики;
– разрабатывает и внедряет инновационные технологии в реализацию образовательных программ высшего и дополнительного профессионального педагогического образования;
– участвует в разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров.
5. Образовательные организации среднего профессионального образования по укрупненным группам специальностей «Образование и педагогические науки»:
ГБПОУ РМ «Ичалковский педагогический колледж». Сайт.
ГБПОУ РМ «Зубово-Полянский педагогический колледж». Сайт.
Функции:
– выявляют лучшие практики методического сопровождения, организации инновационной деятельности;
– формируют банк педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
– организуют сетевое взаимодействие на муниципальном и межмуниципальном уровнях;
– осуществляют научно-методическую поддержку деятельности образовательных организаций, педагогических и руководящих работников (подготовка учебно-методических материалов, рекомендаций и др.);
– популяризуют эффективные педагогические практики, методики обучения и воспитания, инструменты управления образовательными организациями;
– участвуют в разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров.
6. Региональное учебно-методическое объединение по общему образованию (далее – РУМО.)
Функции:
– обеспечивает условия для профессионального развития педагогов и управленческих кадров на региональном и муниципальном уровнях;
– осуществляет подготовку и проведение мероприятий в рамках сопровождения непрерывного профессионального развития работников образования, в том числе конференций, обучающих семинаров;
– участвует в экспертизе и разработке программ повышения квалификации и переподготовки педагогических работников и управленческих кадров;
– оказывает содействие использованию в педагогической практике подтвердивших эффективность методик и технологий.
7. Республиканский экспертный совет по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере образования (далее – РЭС).
Функции:
– готовит аналитические материалы об эффективности функционирования инновационной инфраструктуры;
– информирует общественность о реализуемых республиканскими инновационными площадками (далее – РИП) инновационных проектах (программах);
– готовит предложения по использованию результатов деятельности республиканских инновационных площадок в массовой практике образовательных организаций;
– осуществляет консультирование педагогических и управленческих работников по вопросам организации деятельности РИП, разработки программ инновационной деятельности.
8. Региональный наставнический центр.
Функции:
– осуществляет аналитическое сопровождение и мониторинг программ наставничества образовательных организаций Республики Мордовия;
– содействует распространению и внедрению лучших наставнических практик, различных форм и ролевых моделей для обучающихся, педагогов и молодых специалистов Республики Мордовия, в том числе других регионов Российской Федерации.
9. Региональный методический актив.
Функции:
– участвует в выявлении профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
– осуществляет построение и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
– осуществляет тьюторское сопровождение программ ДПО, в том числе включенных в Федеральный реестр;
– участвует в реализации практической части программ повышения квалификации;
– осуществляет посткурсовое сопровождение программ ДПО;
– организует взаимодействие, взаимопомощь и взаимообучение педагогических работников;
– оказывает методическую помощь педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах с низкими образовательными результатами обучающихся, в школах, функционирующих в сложных социальных условиях и школах, находящихся в зоне риска снижения образовательных результатов обучающихся;
– оказывает консультативную помощь и поддержку педагогическим работникам и управленческим кадрам;
– обеспечивает поддержку молодым педагогам и реализацию программ наставничества педагогических работников.
10. Некоммерческие организации просветительской направленности.
Функции:
– содействуют продвижению общественно значимых научных, образовательных и социально-культурных мероприятий в сфере образования;
– обеспечивают общественную экспертизу научных, научно-технических программ, инновационных проектов, экспериментальных разработок в сфере образования;
– организуют и проводят общественно-педагогические мониторинговые исследования;
– разрабатывают образовательные программы, учебно-методические комплексы, учебные и методические пособия, статьи и монографии, программы развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проектные задания, методические рекомендации и материалы;
– организуют и проводят конференции, семинары, конкурсы, тренинги, вебинары, смотры, съезды, конгрессы и иные мероприятия в области образования и науки, в том числе в рамках межрегионального и международного сотрудничества;
– участвуют в разработке и реализации региональных инновационных проектов и государственных программ в сфере образования, обеспечивают научно-методическое сопровождение реализации федеральных инновационных проектов и целевых программ развития образования.
11. Региональные предметные ассоциации, сетевые педагогические сообщества.
Функции:
– осуществляют методическую поддержку педагогических работников;
– информируют педагогических работников об инновационных технологиях обучения в соответствующей предметной области;
– помогают педагогам в обобщении и презентации своего опыта работы;
– реализуют программы наставничества педагогических работников.
Структурный компонент муниципального уровня РС НМС представляют субъекты:
Муниципальные методические службы (далее – ММС) в составе органов управления образованием муниципальных районов и городского округа Саранск Республики Мордовия:
Функции:
– обеспечивают фасилитацию переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
– обеспечивают изучение запросов и оказание практической помощи педагогическим работникам;
– координируют методическую работу и формируют методическую инфраструктуру муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций;
– участвуют в подготовке и проведении мероприятий в рамках сопровождения непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
Структурный компонент муниципального уровня РС НМС представляют субъекты:
1. Муниципальные методические службы (далее – ММС) в составе органов управления образованием муниципальных районов и городского округа Саранск Республики Мордовия:
Функции:
– обеспечивают фасилитацию переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
– обеспечивают изучение запросов и оказание практической помощи педагогическим работникам;
– координируют методическую работу и формируют методическую инфраструктуру муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций;
– участвуют в подготовке и проведении мероприятий в рамках сопровождения непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.