ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

    Дневник республиканского педагогического марафона «Осенняя школа учителя – 2021»

    Современная школа: от новых возможностей к новым решениям – эта идея объединила более 280 педагогов общеобразовательных организаций Республики Мордовия, принявших участие в работе республиканского педагогического марафона «Осенняя школа учителя – 2021» в период с 28 по 30 сентября 2021 года. Марафон был организован кафедрой основного и среднего общего образования ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру, его цель – повышение профессиональной компетенции и создание условий для преодоления профессиональных дефицитов педагогов Республики Мордовия.

    Руководители предметных лабораторий (филологического образования – Медянкина Е.В., математического образования и информатики – Журавлева О.Н., естественно-научного и технологического образования – Синичкина Т.А., физического воспитания и ОБЖ – Шамонова М.П., культурологического образования – Литяйкина О.Г.) определили ключевые направления деятельности учителя-предметника в новом учебном году.

    Дневник педагогического марафона «Осенняя школа учителя – 2021»


    Лаборатория естественнонаучного и технологического образования: актуальные направления деятельности учителя в 2021 – 2022 учебном году

    30 сентября в рамках республиканского педагогического марафона «Осенняя школа учителя – 2021» прошел практический семинар «Лаборатория естественнонаучного и технологического образования: актуальные направления деятельности учителя в 2021 – 2022 учебном году».

    В рамках семинара учителя естественно-научного и технологического образования обсуждали ключевые моменты формирования естественно-научной грамотности, были рассмотрены вопросы использования цифрового учебного лабораторного оборудования в образовательном процессе.

    В режиме видеотрансляции приняло участие 78 человек.

    На семинаре выступили команды учителей естественно-научных дисциплин.

    Команда МОУ «Лицей № 25 им. Героя Советского Союза им. В.Ф. Маргелова» г.о. Саранск подготовила доклад «Роль научного метода познания в школьных естественнонаучных предметах». Учителя химии, биологии и физики МБОУ «Центр образования – СОШ №12» Рузаевского муниципального района поделились опытом работы применения цифровых лабораторий в образовательном процессе для формирования познавательного интереса к изучению предметной области «Естественно-научные предметы». Преподаватели естественно-научных дисциплин МОУ «Александровская СОШ» Лямбирского района продемонстрировали работу современных учебных лабораторий. На базе школы создан центр образования «Точка роста» естественно-научной и технологической направленности в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

    ---html819431d87c35c96f
    ---html658eeb05d1cc5c05
    ---html278d3c3b515dfecd
    ---html80c12cd865a21822
    ---html70db9d4b51f660d5
    ---html39f2465b95a20057

    Хохлова Т.Н., учитель технологии МОУ «СОШ № 29» г.о. Саранск, в своем выступлении привела пример ученических проектов, в которых эффективно используются робототехника, 3D-дизайн, лазерная резка, «умный дом», «дом будущего» и т.д.

    Родина И.Г., учитель химии и биологии МБОУ «Гимназия №1» Рузаевского муниципального района, акцентировала внимание на формировании у школьников целостной картины мира с помощью межпредметных связей проектной деятельности, которая даёт возможность выйти за границы урока и представить изучаемую проблему «объёмно», с позиций разных дисциплин.

    Особый интерес вызвал мастер-класс Зазулина Я.А., преподавателя кафедры основного и среднего общего образования ЦНППМ «Педагог 13.ру», «Использование цифровой лаборатории Releon на уроках физики в школе».

    Участники практического семинара «Лаборатория естественно-научного и технологического образования: актуальные направления деятельности учителя в 2021 – 2022 учебном году» имели возможность не только выступить с докладами, но и обменяться мнением, задать вопросы, выступить с комментариями.

    Всеми участниками отмечена важность и необходимость подобных встреч, а работа в данном формате позволила достичь основной цели, поставленной организаторами образовательного события, – содействие совершенствованию преподавания предметов естественнонаучного цикла и формированию естественнонаучной грамотности школьников.

    С методическими материалами практического семинара можно ознакомиться по ссылке https://cloud.mail.ru/public/UPfu/3WQEPvma1

    Заседание лаборатории культурологического образования

    erteyetyВ рамках республиканского педагогического марафона «Осенняя школа учителя – 2021», проходившего в период с 28 по 30 сентября 2021 года на площадке ЦНППМ «Педагог 13.ру» 29 сентября прошло онлайн-заседание предметной лаборатории культурологического образования по теме «Ключевые направления деятельности учителей образовательной области «Искусство» в 2021 – 2022 учебном году», в котором приняло участие 57 педагогов общеобразовательных организаций Республики Мордовия.

    Руководитель лаборатории Литяйкина О.Г., кандидат педагогических наук, доцент, представила участникам заседания современные тренды в преподавании музыки, ИЗО и МХК в новом учебном году в соответствии с основными положениями Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Также Литяйкина О.Г. познакомила педагогов с УМК предметов области «Искусство», рекомендуемыми Министерством просвещения РФ, дала рекомендации по разработке рабочих учебных программ и программ курсов внеурочной деятельности.

    В заключительной части онлайн-заседания педагоги ознакомились с творческими проектами и образовательными событиями, предлагаемыми в рамках работы лаборатории культурологического образования для реализации в 2021 – 2022 учебном году.

     

    Лаборатория филологического образования: ключевые направления деятельности учителя в 2021 – 2022 учебном году

     30 октября 2021 года в ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» в рамках республиканского педагогического марафона «Осенняя школа учителя –2021» организован семинар «Лаборатория филологического образования: ключевые направления деятельности учителя в 2021 – 2022 учебном году».

    В мероприятии приняли участие руководители, заместители директоров, методисты, учителя русского языка и литературы. Количество участников – 60.

    Внимание спикеров было сосредоточено на обсуждении проблем:

    • топ-10 в PISA-2022: формирование функциональной грамотности в контексте реализации ФГОС общего образования;
    • методы и приемы формирования функциональной грамотности;
    • подбор заданий для формирования читательской грамотности;
    • «подводные камни» работы с несплошными текстами.

    wrt
    ertte
    3456236

    Участники отметили продуктивность совместной работы и наметили основные направления по совершенствованию функциональной грамотности школьников.

    Лаборатория физического воспитания и ОБЖ: ключевые направления деятельности учителя в 2021 – 2022 учебном году

    Учителя физического воспитания и основ безопасности жизнедеятельности Республики Мордовия приняли участие в работе методического семинара «Лаборатория физического воспитания и ОБЖ: ключевые направления деятельности учителя в 2021 – 2022 учебном году». Он состоялся 30 сентября 2021 года на площадке ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру». Данный методический семинар был включен в программу республиканского педагогического марафона «Осенняя школа учителя – 2021» и прошел в рамках деятельности лаборатории физического воспитания и основ безопасности жизнедеятельности.

    Семинар проводился в дистанционно-очном формате. Модератором выступила Шамонова Марина Петровна, методист кафедры основного и среднего общего образования ЦНППМ «Педагог 13.ру», руководитель лаборатории.

    В процессе работы семинара были обсуждены вопросы, связанные с обеспечением профессионального роста учителя физической культуры и ОБЖ в системе общего образования по таким актуальным образовательным направлениям, как формирование функциональной грамотности, достижение метапредметных результатов, использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности по физической культуре и ОБЖ.

    Учитель физической культуры МОУ «Лицей № 7» г.о. Саранск Кузнеченкова Светлана Николаевна в своем выступлении по теме «Здоровьесберегающие образовательные технологии в деятельности учителя как системный подход к обучению и воспитанию детей» привела примеры здоровьесберегающих технологий, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Сквозной линией данного доклада стала системная организация использования данных технологий в школе.

    Учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35» г.о. Саранск Маляев Александр Алексеевич презентовал свой опыт работы по формированию функциональной грамотности в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Для участников семинара Александр Алексеевич привел примеры компетентностно-ориентированных заданий и показал технологию включения данных заданий в уроки по ОБЖ.

    Особый интерес у участников вызвало выступление педагога дополнительного образования эколого-туристического отдела МУДО «Дворец детского творчества» Глебочкина Дмитрия Михайловича, который представил опыт по организации туризма в системе общего и дополнительного образования как средства достижения метапредметных результатов. Педагог выделил проблемы и способы их решения. Участники семинара получили ответ на самый актуальный вопрос: «Как в школе организовать кружок по туризму?» Изюминкой выступления стал показ авторского короткометражного документального фильма «Ведь недаром встает заря» об участии сборной команды г. Саранска во Всероссийских соревнованиях по поисково-спасательным работам, проходивших в г. Сочи весной 2021 года.

    KP8A5017-1
    KP8A5015
    KP8A5005
    KP8A5002

    По итогам работы методического семинара были определены перспективы развития учебных предметов «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с Концепциями преподавания данных дисциплин и планом работы лаборатории физического воспитания и основ безопасности жизнедеятельности.

    Участники единодушно признали работу методического семинара продуктивной, отметили актуальность тематики и значимость поставленных проблем. Было высказано пожелание продолжить изучение эффективных практик в рамках представленных направлений с организацией и проведением дополнительных мастер-классов, презентаций лучших практик, практикумов, образовательных сессий с целью создания единого научно-образовательного пространства взаимодействия учителей, ведущих учёных, методистов.

    С материалами методического семинара можно ознакомиться в социальной сети учителей «Педагог 13.ру» в группе «Учителя физической культуры и ОБЖ» по ссылке http://socpedagog13.edurm.ru/groups/72

    Лаборатория математического образования и информатики: ключевые направления деятельности учителя в 2021 – 2022 учебном году

    KP8A4990Профессиональная деятельность и учителя математики, и учителя информатики многогранна, она требует выполнения ими различных функций. Однако для каждого учителя важно иметь четко обозначенные стратегические ориентиры, от которых зависит эффективность его ежедневной работы. Осуществление научно-методической помощи учителям в определении всей системы направлений деятельности и их реализации – это одна из ведущих функций действующей на базе Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» лаборатории математического образования и информатики. Поэтому в качестве стартового мероприятия 30 сентября 2021 года в рамках республиканского педагогического марафона «Осенняя школа учителя – 2021» была организована работа методического семинара «Лаборатория математического образования и информатики: ключевые направления деятельности учителя в 2021 – 2022 учебном году».

    Цель мероприятия – обсуждение с сообществом учителей, работающих в предметной области «Математика и информатика», ряда приоритетных ключевых направлений их профессиональной деятельности в 2021 – 2022 учебном году.

    Спикерами мероприятия стали: Е. Л. Мардахаева, заведующий лабораторией математики ГК «Просвещение» (г. Москва), Е. Д. Зубкова, ведущий методист ГК «Просвещение» (г. Москва), Н. Н. Лукиенко, ведущий методист отдела внедрения развивающего обучения и новых продуктов ООО «Просвещение-Союз» (г. Москва), К. В. Шапиро, кандидат педагогических наук, почетный работник образования, учитель, методист, научный руководитель гимназии № 528 Невского района Санкт-Петербурга, преподаватель Санкт-Петербургского центра оценки качества образования и информационных технологий, лауреат Президентской премии в области образования «Воспитание подрастающего поколения – будущее России», лауреат Санкт-Петербургского конкурса педагогических достижений в номинации «Молодой руководитель».

    В работе семинара приняли участие учителя математики, учителя информатики и руководители ШМО общеобразовательных организаций г. о. Саранск и Республики Мордовия. Общее количество участников семинара – 123 человека. Модератор мероприятия – Журавлева Ольга Николаевна, руководитель лаборатории математического образования и информатики, доцент кафедры основного и среднего общего образования ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру», кандидат педагогических наук.

    В своих выступлениях спикерами был подробно охарактеризован ряд ведущих проблем образования в предметной области «Математика и информатика».

    Принятые в 2021 году обновленные ФГОС ООО обуславливают необходимость каждому учителю в большей мере уделять внимание выбору содержания и организации обучения в соответствии с их требованиями. В связи с этим предложенные К. В. Шапиро в его выступлении «Ключевая роль информатики в достижении целей ФГОС» трехуровневая модель проектирования деятельности обучающихся, приемы конструирования современного урока (в частности, составление когнитивных карт) будут полезны как учителям информатики, так и математики. К. В. Шапиро – член авторского коллектива учебных пособий, входящих в ФПУ, поэтому представленное им содержание УМК, практический опыт коллег по работе с ними являются существенной методической поддержкой учителям в ежедневной деятельности.

    Практико-ориентированный характер носило и выступление Н. Н. Лукиенко «Информатика. Новые учебники и новые пособия для успешной работы  педагогов». Цель выступления – знакомство учителей с новинками учебной и учебно-методической литературы, выпускаемыми ООО «Просвещение-Союз» (г. Москва). Через подробные характеристики более 10 разных изданий спикером было раскрыто актуальное в современных условиях содержание обучения информатике, а также специфика организации обучения школьников.

    Для каждого учителя особой заботой должно стать обучение учащихся с повышенной мотивацией. Этот важный вопрос был подробно раскрыт в выступлении Е. Л. Мардахаевой «Методические особенности обучения алгебре учащихся с повышенной мотивацией к изучению математики (при использовании УМК «Лаборатория А. Г. Мордковича»)». Основные вопросы выступления составили: принципы построения содержания обучения на основе идей развивающего обучения, специальные методические приемы обучения алгебре учащихся с повышенной мотивацией к изучению математики, проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся. Е. Л. Мардахаева – один из авторов учебников алгебры «Лаборатория А. Г. Мордковича». Поэтому особо ценное в выступлении спикера – многочисленные примеры из действующих учебников, иллюстрирующие основные вопросы, на основе которых учителю-практику можно эффективно выстроить работу по другим разделам содержания.

    2021 – 2022 учебный год как для учителя математики, так и для учителя информатики будет годом подготовки школьников к участию в международном исследовании PISA. Поэтому выступление Е. Д. Зубковой «Математическая грамотность: актуальность, теория, практика» было посвящено проблеме формирования функциональной грамотности школьников. Спикером были кратко описаны основные понятия, но особый акцент был сделан на специфике и многочисленных характеристиках заданий, которые будут предложены обучающимся в ходе тестирования.

    В заключительном слове модератором мероприятия О. Н. Журавлевой были охарактеризованы ключевые направления деятельности учителей, работающих в предметной области «Математика и информатика», в 2021 – 2022 учебном году. Эти направления выделены на основе обобщения материалов ряда конференций 2020 – 2021 гг., посвященных математическому образованию, и материалов прошедшего в августе 2021 года Всероссийского съезда учителей математики в образовательном центре «Сириус». К ним относятся:

    • организация обучения в соответствии с ФГОС ООО и СОО;
    • формирование функциональной грамотности обучающихся;
    • отбор содержания и технологий обучения одаренных учащихся;
    • подготовка обучающихся к участию в ГИА;
    • воспитательная работа учителя-предметника;
    • использование ЦОР и современных технологий в обучении;
    • организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
    • организация работы с обучающимися, испытывающими затруднения;
    • формирование интереса и мотивации к изучению математики и информатики.

    Формат мероприятия не позволил подробно остановиться на всех названных ключевых направлениях. Но именно они будут еще неоднократно обсуждаться в различных образовательных событиях, проводимых на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». И именно они будут определять работу лаборатории математического образования и информатики в 2021 – 2022 учебном году.
    С материалами семинара можно ознакомиться по ссылке
    https://cloud.mail.ru/public/qbdM/Zy5F7ppG2

    Расширения для Joomla
    © 2023 ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»

    Персональная информация о сотрудниках опубликована в соответствии с приказом Рособрнадзора №831 от 14.08.2020.