В ноябре 2021 года на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) были опубликованы окончательно утверждённые демонстрационные варианты ЕГЭ 2022 года. Наиболее существенные изменения были внесены в структуру КИМ ЕГЭ-2022 года по математике профильного уровня. Одним из ключевых изменений стало изменение количества заданий из области теории вероятностей и статистики: оно увеличилось до двух. К заданию № 2, проверяющему умение вычислять вероятности в опытах с равновозможными элементарными исходами добавлено задание 10, проверяющее умение моделировать реальные ситуации на языке теории вероятностей и статистики, вычислять в простейших случаях вероятности событий. Как показывает практика, именно эти новые задания вызывают у обучающихся затруднения, в связи с чем обсуждение учителями математики содержательных и методических аспектов обучения школьников их решению в рамках предметного мастер-класса актуально.
22 ноября 2021 г. ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» совместно с МБОУ «Лицей № 4» г. Рузаевка проведен республиканский мастер-класс для учителей математики «Задания по теории вероятностей: новые типы из КИМ ЕГЭ-2022 по математике профильного уровня и эффективные модели их решения». Мероприятие состоялось в рамках реализации Программы («дорожной карты») развития математического образования в Республике Мордовия на 2021-2030 годы, Плана работы («дорожной карты») лаборатории математического образования и информатики кафедры основного и среднего общего образования на 2021 – 2022 год и проекта адресной методической помощи «500+». Участниками мастер-класса стали 115 учителей математики общеобразовательных организаций Республики Мордовия. Основное содержание мероприятия было представлено двумя выступающими: Татьяной Владимировной Овчинниковой, учителем математики МБОУ «Лицей № 4» г. Рузаевка, и Ольгой Николаевной Журавлевой, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры основного и среднего общего образования ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру».
В выступлении Татьяны Владимировны Овчинниковой «Особенности решения заданий по теории вероятностей из КИМ ЕГЭ-2022 по математике профильного уровня» были подробно охарактеризованы основные типы заданий: задания на применение формулы классического определения вероятности, задания на подбрасывание монеты и кубика, задания на применение теорем сложения и умножения вероятностей с подробными решениями и многие другие. Особый интерес слушателей вызвали решения новых заданий, впервые представленных в КИМ. Каждое решение сопровождалось ценными для практики методическими замечаниями опытного учителя.
Выступление Ольги Николаевны Журавлевой «Эффективные модели решения заданий по теории вероятностей» было посвящено характеристике обобщенных моделей основных типов заданий по теории вероятностей и методическим вопросам их практической реализации в процессе подготовки обучающихся к участию в ЕГЭ-2022 по математике профильного уровня. В действующих учебниках эти модели явно не представлены. Однако, знание обобщенных моделей решения заданий, умение распознавать и применять их могут стать для обучающихся необходимой ориентировочной основой для успешного решения этих заданий в процессе ГИА по математике.
Участники мастер-класса в ходе обсуждения выступлений высоко оценили содержание и методические комментарии спикеров. Слушатели выступили с предложением в течение учебного года продолжить обсуждение других аспектов данной темы.
Более подробная информация о проведенном мероприятии и ссылка на видео размещены на сайте ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ – «Педагог 13.ру» и в группе ВКонтакте «Учителя математики Республики Мордовия».
Ссылка на Группу «Учителя математики» https://socpedagog13.edurm.ru/groups/18
Ссылка на группу ВКонтакте «Учителя математики Республики Мордовия» https://vk.com/teachers_maths_rm