21 августа 2024 года на площадке ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» в рамках Республиканского педагогического форума – 2024 «Семья и школа: единство смыслов и ценностей воспитания» проведена методическая площадка для учителей родных (мокшанского, эрзянского, татарского) языков и родной (мордовской, татарской) литературы «Роль семьи и школы в сохранении родных языков и национальной культуры».
Целевая аудитория: педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, учителя родного (мокшанского, эрзянского, татарского) языка и родной (мордовской, татарской) литературы, учителя мордовского (мокшанского, эрзянского) языка как государственного общеобразовательных организаций Республики Мордовия и регионов с компактным проживанием мордовского населения.
Модератором выступила заведующий лабораторией этнокультурного образования ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» Наумова Елена Михайловна.
В работе методической площадки приняла участие Брызгалова Саргылана Матвеевна, заместитель директора ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации», кандидат филологических наук (г. Москва). Саргылана Матвеевна акцентировала внимание на формировании национальной идентичности в воспитательно-образовательной деятельности в условиях введения ФОП.
Также в работе методической площадки приняли участие следующие спикеры:
- Маскаева Вера Александровна, методист лаборатории этнокультурного образования деятельности ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»: «Эффективность применения электронной формы учебника по родному (мокшанскому) языку в начальной школе»;
- Кочеваткина Ольга Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель эрзянского языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» г. о. Саранск, кандидат филологических наук: «Формирование метапредметных умений средствами УМК «Эрзянский язык»;
- Миронова Марина Николаевна, учитель мокшанского языка МОУ г. о. Саранск «Центр образования № 15 «Высота» имени Героя Советского Союза М. П. Девятаева», победитель республиканского этапа Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы»: «Мастер-класс «Семейные ценности – основа семейного благополучия»;
- Яськина Татьяна Владимировна, учитель эрзянского языка МОУ «Николаевская СОШ» г. о. Саранск, призер республиканского этапа Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы»: «Семья – хранитель духовных ценностей и языковых традиций»;
- Боярова Фазия Фяритовна, методист лаборатории этнокультурного образования деятельности ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру», учитель татарского языка МОУ «Черемишевская СОШ» Лямбирского муниципального района: «Проект «Семья – неразрывная связь поколений»;
- Юмаева Рауза Мукаддясовна, учитель татарского языка МБОУ «Пензятская СОШ» Лямбирского муниципального района: «Обучение ребенка родному языку начинается в семье»;
- Иванова Раиса Михайловна, учитель эрзянского языка МБОУ «Лицей №2» г. Бугульма Республики Татарстан: «Семья и школа как взаимодействующие институты в изучении мордовского языка»;
- Бояркина Надежда Васильевна, учитель родного (эрзянского) языка и родной (мордовской) литературы МБОУ «Сабанчеевская средняя школа» Атяшевского муниципального района: «Проект «В гости к своим». Семейное путешествие по Мордовии»;
- Полянская Лидия Ивановна, врио заведующего отделом музейной педагогики Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея имени И. Д. Воронина: «Туристические маршруты Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея имени И. Д. Воронина»;
- Кемешева Мария Васильевна заместитель директора по экологическому просвещению, туризму и рекреации ФГБУ «Заповедная Мордовия»: «Туризм на особо охраняемых природных территориях».
Участники методической площадки пришли к выводу: современная школа требует новых форм совместной деятельности родителей, педагогического коллектива и обучающихся. Для того чтобы совместная деятельность была успешной, необходимо вовлекать родителей в работу школы, прививать детям любовь к родному языку, к традициям и обычаям, организовывать совместные внеурочные мероприятия. В работе методической площадки приняли участие более 50 человек.