27 ноября 2024 года на базе МОУ «СОШ №22» г.о. Саранск в рамках Республиканского педагогического марафона «Осенняя школа учителя–2024» прошла работа лаборатории общественно-научного образования «Анализ результатов ГИА по истории и обществознанию: типичные ошибки и пути их преодоления». Спикерами выступили председатель предметной комиссии по истории Мишкина Лариса Александровна, директор МБОУ «Берсеневская СОШ» Лямбирского района, учитель истории и обществознания, и председатель предметной комиссии по обществознанию Леухина Светлана Александровна, директор МОУ «Луховский лицей», учитель истории и обществознания. На мероприятии присутствовали 43 человека, проходило в очном формате.
При сдаче ЕГЭ по истории выявляются слабые стороны в знаниях обучающихся, которым необходимо уделять особое внимание на факультативных занятиях, консультациях, уроках.
Лариса Александровна Мишкина обозначила проблемные вопросы:
- знание дат, событий, их последовательности и взаимосвязей;
- периодов истории и их признаков;
- знание периодов 1917–1941 гг. и 1945–1991 гг.;
- вопросы культуры; усвоение сведений об исторических личностях;
- работа с картографической и иллюстративной информацией;
- умение анализировать историческую ситуацию;
- задания на аргументацию.
Подготовку к экзамену по истории нужно вести:
- по периодам: восточные славяне в древности, Древнерусское государство, феодальная раздробленность и т.д.;
- по направлениям: внешняя политика, внутренняя политика, экономика, культура;
- исторические даты;
- термины и понятия по истории России;
- учебные пособия для подготовки к ЕГЭ по истории;
- таблицы по истории России;
- материалы по культуре России;
- исторические карты;
- исторические портреты.
Необходимо изучить с обучающимися кодификатор, спецификацию, демоверсию.
Обществознание – это один из самых сложных предметов в школьной программе. Нужно так организовать работу, чтобы дети постоянно тренировали свою память и учились грамотно пользоваться терминологией.
Светлана Александровна Леухина дала методические рекомендации по подготовке обучающихся к итоговой аттестации:
1. Нужна постоянная тренировка в решении экзаменационных заданий. Чем больше обучающиеся прорешают экзаменационных заданий прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.
2. Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение.
3. Необходимо усилить внимание на выработке широкого круга общеучебных и предметных умений. Практически на каждом занятии могут быть использованы задания на сравнение сходных процессов, явлений; классификацию социальных объектов.
4. Необходимо подбирать специальные задания, в которых учащиеся могли бы:
- моделировать различные социальные ситуации, устанавливать связи между теоретическими положениями и иллюстрирующими их социальными фактами;
- прорабатывать обобщенные понятия: при подготовке конкретизировать их фактами, примерами (как из области истории и обществознания, так и из смежных областей);
- регулярно использовать фрагменты научно-популярных текстов с целью найти, интерпретировать и прокомментировать полученную информацию. Пользоваться материалами СМИ, анализировать и интерпретировать их.
Главное, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ГИА – это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену.