29 октября 2025 года на базе Центра непрерывного повышения профессионального мастерства «Педагог 13.ру» состоялся практико-ориентированный семинар-совещание для учителей русского языка и литературы, посвященный актуальным вопросам подготовки обучающихся к итоговому сочинению и изложению.
Целью мероприятия стало погружение в существующие методические проблемы и выявление ключевых противоречий в практике подготовки к этому важному итоговому испытанию.
Семинар прошел в динамичном и продуктивном формате, сочетая в себе элементы аналитической дискуссии и практической работы.
Во вступительной части модератор семинара Разумова Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского района Республики Мордовия председатель комиссии ЕГЭ по русскому языку 2025 года, обозначил основные вызовы, с которыми сталкиваются педагоги при подготовке учащихся: разрыв между умением анализировать литературный материал и способностью грамотно формулировать собственные мысли, проблемы с подбором аргументов, клишированность мышления и шаблонность сочинений. Были затронуты вопросы изменения критериев оценки и актуальных направлений тем итогового сочинения на 2025/2026 учебный год.
В рамках групповой работы и открытой дискуссии участники совместно выявили ряд ключевых противоречий, среди которых:
- Противоречие между требованием к самостоятельности мысли и наличием большого количества готовых шаблонов и клише в открытом доступе.
- Противоречие между необходимостью глубокого знания литературного контекста и ограниченным временем, отводимым на подготовку в рамках учебного плана.
- Противоречие между формальными критериями оценки и стремлением развить у учеников творческое, нестандартное мышление.
- Противоречие между классическими методами преподавания литературы и современными цифровыми практиками, которые используют школьники.
Участники семинара на конкретных примерах разобрали сложные случаи аргументации и композиционного построения сочинения. Были предложены методические приемы, позволяющие: научить учащихся «переводить» абстрактную тему в конкретный тезис; развивать навык критического мышления и анализа литературного произведения для подбора точных аргументов; преодолевать речевые штампы и обогащать язык письменной работы.
Семинар-совещание достиг своей главной цели: педагоги не только получили актуальную методическую информацию, но и активно включились в процесс осмысления существующих проблем. В результате совместной работы были намечены пути решения выявленных противоречий, а также сформулированы запросы на последующие методические мероприятия по данной тематике.
Мероприятие получило высокую оценку слушателей, отметивших его практическую пользу, актуальность и эффективный формат, способствующий профессиональному диалогу и обмену опытом.