«Билет в будущее» – проект по ранней профессиональной ориентации школьников 6–11-х классов, реализуется по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование».
6 июля 2020 года проект стартовал в 78 регионов России, в том числе на территории Республики Мордовии.
На проект от Республики Мордовия было заявлено 15 площадок для проведения профессиональных проб. На данный момент на платформе проекта зарегистрировано 2600 родителей и более 5800 учащихся общеобразовательных организаций г.о Саранск, г. Рузаевки и муниципальных районов республики. Школьниками пройдено более 17500 профориентационных тестов и более 3500 профессиональных проб.
По статистике WorldSkills Russia Республика Мордовия вошла в Топ-10 регионов по посещению школьниками профессиональных проб. Эффективность реализации проекта доказывают многочисленные отзывы ребят, которые участвовали в профессиональных пробах в 2018 и 2019 гг.
Своей историей делится София: «Уже в 7 классе я решила для себя, что не хочу идти учиться до 11 класса и поэтому нужно определяться, куда и на кого поступать. Вместе с родителями мы смотрели Саранские колледжи, возможности получения среднего профессионального образования при ВУЗе, но я не могла понять, кем именно хочу стать, нравилось несколько профессий. Родители настаивали идти учиться на бухгалтера, а мне нравятся творческие профессии. Когда я перешла в 9 класс, классный руководитель объявила, что наш класс примет участие в проекте «Билет в будущее» и мы сможем посетить профессиональные пробы в нескольких колледжах. Я поняла, что именно это мне и нужно - попробовать себя в профессиях и решить где я продолжу обучение. После прохождения тестов я приняла участие в профессиональной пробе поварского искусства. Готовить мне всегда нравилось, но я и подумать не могла, что профессия повара может быть настолько интересной и творческой. Я помню, что тогда мы делали красивые композиции из фруктов, готовили салаты и пробовали печь. В тот момент мне очень понравилось создавать что-то красивое из простых продуктов». Родители поддержали Софию и она решила продолжать изучать сферу поварского искусства – «Сейчас мне уже 16 лет. В 11 класс я, как и планировала, не осталась. После проекта я уже точно была уверена, куда и на кого буду поступать. Сейчас я учусь в Саранском техникуме пищевой и перерабатывающей промышленности по специальности Поварское и кондитерское дело. Узнала, что и в этом году техникум участвует в проекте и надеюсь, что наши наставники помогут ребятам определиться с профессией, как когда-то помогли мне. Я думаю, что у меня получится стать профессиональным поваром, ведь это мой осознанный выбор. А в будущем хотелось бы отрыть свой ресторан и заниматься любимым делом. В любом случае, профессия повара очень востребована и я всегда смогу найти себе работу»
Свой «билет в будущее» в 2019 году от Саранского строительного техникума также получил Максим : «Двумя моими любимыми предметами в школе были информатика и черчение. С детства тянуло к компьютерным технологиям, моделированию. Честно, я не представлял ни одной профессии, где пригодились бы мои увлечения. Перспектива поступать в ВУЗ не зная специальности, не радовала. Когда я увидел в Интернете рекламу проекта «Билет в будущее», решил поучаствовать, рассказал одноклассникам. Они тоже заинтересовались. Мы записались на несколько профессиональных проб, но больше всего мне понравились пробы по инженерному дизайну CAD. С помощью ПО мы создавали чертежи, графические модели, рисунки. После я решил самостоятельно заниматься дизайном дома, оттачивать свои навыки, совершенствоваться. Настолько увлекся, что на другие занятия даже времени не оставалось. Долго думали с родителями, куда поступать и в итоге решили, что лучшим вариантом будет Саранский строительный техникум. Сейчас я учусь на первом курсе. Мне нравится ландшафтный дизайн и архитектура, но пока не определился, в какой сфере дальше буду планировать работать. Возможно, останусь преподавать в техникуме. Я знаю, что у WorldSkills есть программа обучения наставников. В будущем хотелось бы ее пройти и стать экспертом, проводить профессиональные пробы, писать программы. Помогать другим ребятам найти свой путь. Наставник должен быть заинтересован в своей компетенции, от этого зависит общее впечатление о специальности. Мои наставники в 2019 году были профессионалами своего дела. Благодаря им я сделал правильный выбор и ни разу о нем не пожалел»