В настоящее время учитель химии имеет возможность использовать в своей практике цифровые лаборатории, позволяющие организовать химический эксперимент на новом уровне, перейти от исключительно качественной оценки наблюдаемых явлений к анализу их количественных характеристик, по-новому изучать явления и свойства веществ. Интерпретация результатов количественных экспериментов играет важную роль в развитии критического анализа информации, позволяет научить школьников сравнивать и обобщать, выявлять главное и устанавливать закономерности, самостоятельно формулировать проблему, выдвигать и экспериментально проверять гипотезу, формулировать выводы; позволяет обучать методам познания.
С 28 марта по 1 апреля 2022 года прошли курсы повышения квалификации «Демонстрационный эксперимент: применение цифровых лабораторий «RELEON» на уроках биологии». Они были организованы для педагогов общеобразовательных организаций на площадке Центра образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста» на базе МОБУ «Ичалковская СОШ» Ичалковского муниципального района.
В рамках курсов преподаватели кафедры основного и среднего общего образования ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» Я. А. Зазулин, И. А. Хапугин, Т. А. Синичкина провели со слушателями демонстрационные эксперименты и лабораторные работы с применением цифровых датчиков, которые позволяют отслеживать такие показания, электропроводимость, электропотенциал, концентрации ионов, ОВП, pH, оптическую плотность (колориметр), мутности раствора и ряд других.
Щетинина Наталья Николаевна, учитель химии МОБУ «Ичалковская СОШ», провела мастер-класс по внеурочной деятельности со слушателями курсов на тему «Исследование влияния химического состава почвогрунта на всхожесть и развитие растений» с применением цифровых датчиков.
Учителя химии на практических занятиях отрабатывали навыки работы с цифровыми лабораториями, провели эксперименты: «Изучение строения пламени», «До какой температуры можно нагреть вещество, «Изменение рН в ходе окислительно-восстановительных реакций», «Определение аммиачной селитры и мочевины», «Определение pH растворов кислот, щелочей». Результаты измерений лабораторных практикумов сохранили в графическом и табличном формате и экспортировали в редакторы Excel и Word при помощи мобильных приложений в ПО «Releon».
На итоговом мероприятии были представлены проектные работы с применением цифровой лаборатории «RELEON», разработанные слушателями под руководством И. А. Хапугина, кандидата сельско-хозяйственных наук, директора Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Мира», преподавателя биологии, и поделились собственным опытом применения цифровых датчиков во внеурочной деятельности, обозначили профессиональные дефициты в этой сфере, получили ответы на волнующие вопросы.