С 9 по 11 ноября 2022 года на площадке ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» проходил очный этап курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных языков народов Российской Федерации» в объёме 12 часов.
Данные курсы были организованы совместно с ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации».
С приветственным словом перед слушателями выступили тьюторы: Рогожина Валентина Федоровна, заведующий лабораторией этнокультурного образования ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру», Медянкина Елена Владимировна, методист кафедры основного и среднего общего образования ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру», Максимкина Ольга Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру». Они познакомили слушателей с картой образовательных ресурсов регионального и федерального уровней.
В рамках практических занятий каждый слушатель самостоятельно разрабатывал механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского, родного (мокшанского, эрзянского) языков.
На итоговых занятиях педагогами были представлены практико-ориентированные мастер-классы по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка, родного (мокшанского, эрзянского) языка в общеобразовательных организациях.
С мастер-классом перед слушателями выступила Рогожина В.Ф., заведующий лабораторией этнокультурного образования ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру».
Миронова М.Н., учитель мордовского (мокшанского) языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №24» г.о. Саранск, выступила по теме «Формирование языковой функциональной грамотности обучающихся на уроках мокшанского языка».
Мигунова А.С., учитель родного (эрзянского) языка МБОУ «Кочкуровская СОШ» Кочкуровского муниципального района, показала мастер-класс по теме «Приёмы и методы формирования функциональной грамотности на уроках эрзянского языка в русскоязычных классах».
Волкова Ю.А., учитель русского языка и литературы МОУ «Большеелховская СОШ» Лямбирского муниципального района, показала мастер-класс по теме «Проектирование заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка».
Хайрова О.С., учитель русского языка и литературы МОУ «Большеелховская СОШ» Лямбирского муниципального района, показала мастер-класс по теме «Реализация обучения функциональной грамотности в современных УМК по русскому языку для 5–9 классов».
Болькина Т.П., учитель начальных классов МБОУ «Большеигнатовская СОШ» Большеигнатовского муниципального района, выступила по теме «Проектирование урока русского языка с целью формирования функциональной грамотности обучающихся».
Тятюшкина А.Н., учитель начальных классов МБОУ «Семилейская СОШ» Кочкуровского муниципального района, выступила по теме «Формирование функциональной грамотности на уроке русского языка в 3 классе по теме «Неопределенная форма глагола».
На круглом столе слушатели защищали свои итоговые работы. Защита прошла успешно. Участники отметили продуктивность совместной работы и определили основные направления по формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках русского и родного (мокшанского, эрзянского) языков в общеобразовательных организациях.