На площадке Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» 27 апреля 2021 г. прошел семинар-совещание «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации».
Цель семинара – учебно-методическое обеспечение, экспертно-аналитическая и информационно-методическая поддержка преподавания развития языков народов Российской Федерации.
Участниками семинара стали более 130 руководящих и педагогических работников образовательных организаций общего и дополнительного образования Республики Мордовия, Ульяновской, Пензенской областей.
С приветственным словом к участникам семинара обратился Дугушкин И.К., заместитель Министра образования Республики Мордовия. Иван Кузьмич подчеркнул, что ФГОС определена стратегическая цель российского образования – воспитание успешного поколения граждан, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.
Гусев А.В., член коллегии Министерства просвещения РФ, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации, кандидат исторических наук, отметил, что с марта по июнь 2021 года в Северо-Кавказском, Южном и Приволжском федеральных округах Национальная родительская ассоциация при поддержке Минпросвещения России проводит серию семинаров-совещаний «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации». Цель мероприятия – продолжение трёхлетнего проекта, охватывающего всю страну. Первая часть проекта была реализована во второй половине 2020 года в Дальневосточном, Сибирском и Уральском федеральных округах. Задачи данного проекта:
- обобщить ключевые вопросы по текущему состоянию преподавания языков народов Российской Федерации в общеобразовательных организациях;
- организовать обмен опытом в области подготовки преподавателей языков народов Российской Федерации в школе и системе дополнительного образования, в семье;
- консолидировать заинтересованных участников в популяризации языков народов Российской Федерации.
Рогожина В.Ф., заведующий лабораторией этнокультурного образования подчеркнула, что возглавляемая ею лаборатория проводит большую работу по научно-методическому сопровождению преподавания родных (мокшанского и эрзянского) языков и родной (мордовской) литературы в общеобразовательных организациях Республики Мордовия. В настоящее время сотрудники лаборатории работают над созданием интерактивных учебных материалов для содействия изучению мордовского (мокшанского, эрзянского) языка в рамках школьной программы средствами пакета ISMART.
В работе семинара был представлен опыт работы учителей родного (мокшанского, эрзянского, татарского) языка и родной (мордовской) литературы по преподаванию родного (мокшанского, эрзянского, татарского) языка, а также русского как родного.
На семинаре обсудили вопросы: «Обучение детей мордовскому (мокшанскому, эрзянскому) языку в дошкольных образовательных организациях», «Всероссийская перепись населения Российской Федерации: итоги и перспективы для мордовского народа», «Место и роль родного языка в полилингвальном образовании школьников», «Сохранение культурного наследия, запечатленного в произведениях мастеров слова, живописи, скульптуры на уроках родной литературы», «Финно-угорские языки в образовательном пространстве ДОУ (из опыта работы воспитателя»), «Формирование языковой культуры в профессиональных образовательных организациях педагогического профиля», «Актуальные проблемы преподавания русского языка как родного»
Семинар прошел в активном режиме. Участники семинара пришли к выводу о необходимости продолжения комплексной творческой работы, направленной на поддержку родных языков, привлечения к ним представителей профессионального сообщества педагогов и учёных, представителей этнокультурных общественных организаций, средств массовой информации.