27 марта 2024 года на площадке ЦНППМ «Педагог 13.ру» состоялся межрегиональный семинар «Традиционные российские ценности как системообразующее ядро в обучении родному (мокшанскому, эрзянскому, татарскому) языку, родной (мордовской, татарской) литературе и культуре»,
посвященный Году семьи в Российской Федерации. Цель семинара – диссеминация опыта о современных практиках преподавания родного языка и литературы.
Модератором семинара, заведующим лабораторией этнокультурного образования Наумовой Еленой Михайловной, была объявлена Минута молчания в память погибших при терракте в «Крокус Сити Холле». «Сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей – это одна из основных задач воспитания подрастающего поколения», – отметила модератор семинара.
С приветственным словом к участникам межрегионального семинара выступила ректор ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» Самсонова Татьяна Васильевна. В своем выступлении Татьяна Васильевна отметила то, что семья – это самое главное в жизни каждого человека. Здесь учат любви, уважению, заботе, мудрости и ответственности. Родные люди дают силы, учат делать первые шаги в жизни, служат опорой в трудную минуту и вселяют уверенность в завтрашнем дне. Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений.
В работе межрегионального семинара приняла участие Салихова Марина Мансуровна, ведущий специалист отдела этнокультурного образования и конкурсной деятельности ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации» (г. Москва). Марина Мансуровна акцентировала внимание коллег на проектах института родных языков как инструмента сохранения традиционных ценностей, языкового многообразия и культурного наследия.
Также в работе семинара приняли участие следующие педагоги образовательных организаций Республики Мордовия:
Кочеваткина Ольга Викторовна, кандидат филологических наук, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель эрзянского языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» г.о. Саранск: «Приобщение обучающихся к традиционным российским ценностям на примере изучения мифологии мордовского народа»;
Миронова Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы, мордовского (мокшанского) языка МОУ «Центр образования №15 «Высота» имени Героя Советского Союза М. П. Девятаева» г.о. Саранск:
«Традиции семьи как один из аспектов воспитательной деятельности учителя литературы на уроках и во внеурочной работе»;
Казанбаев Равиль Харисович, учитель истории МБОУ «Кадошкинская СОШ» Кадошкинского района Республики Мордовия: «Система образования татар-мишарей Инсарского уезда Пензенской губернии в конце XIX начале XX века»;
Рамазанова Юлия Ряшитовна, учитель начальных классов МОУ «Средняя школа №11» г.о. Саранск, Мангутова Земфира Хафизовна, учитель татарского языка МОУ «Средняя школа №11» г.о. Саранск: «Нравственное воспитание и обучение младших школьников на внеурочных занятиях татарского языка»;
Янгляева Алмаз Кериш Кызы, учитель татарского языка МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия: «Роль семьи в сохранении и развитии родного татарского языка и национальных традиций»;
Сюбаева Зульфия Захировна, педагог-организатор МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия. «Родной язык в нашей семье»;
Юмаева Рауза Мукаддясовна, учитель татарского языка и литературы МОУ «Пензятская СОШ» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия: «Семья – непрерывная связь поколений».
Участники межрегионального семинара пришли к выводу: ценностные ориентации обусловливают неравнодушие к событиям окружающего мира, жизненную личностную позицию каждого человека. Ведь будущее нашего Отечества зависит от того, будет ли российская молодежь воспитана на принципах доброты, честности, справедливости, трудолюбия и готовности служить Родине.
В данном семинаре приняли участие 40 педагогов родного языка и литературы образовательных организаций Республики Мордовия и регионов с компактным проживанием мордовского населения.