Обсудили на онлайн-конференции, которую провел Центр «Педагог 13.ру»
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Педагог 13.ру» стал площадкой, объединившей увлеченных педагогов, которые занимаются исследованиями в области русского языка и русской культуры. Более 450 работников системы образования стали участниками II Межрегиональной научно-практической конференции «…Нам слово русское дано», посвященной Дню русского языка.
Конференция прошла 4-5 июня на базе Центра «Педагог 13.ру» в онлайн-формате. Участниками конференции стали специалисты, работающие в системе дошкольного, начального и среднего общего образования. Были представители всех районов Мордовии и других регионов: Ростовской, Тюменской, Еврейской, Курганской, Курской, Кемеровской, Нижегородской, Свердловской, Рязанской, Ульяновской, Смоленской областей, Забайкальского края, Ненецкого автономного округа, Камчатского края, Удмуртской республики, Марий Эл, Чувашии и Москвы.
Особую актуальность эта тема имеет в связи с реализацией государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2016 – 2025 годы «Совершенствование норм и условий для полноценного функционирования русского языка».
Обсуждение наиболее значимых вопросов велось на трех дистанционных площадках, которые прошли 4 июня. Воспитатели детских садов обменялись своим видением организации образовательного процесса, направленного на речевое развитие юных воспитанников, на площадке «Русский язык и русская культура в дошкольном образовании: идеология, эффекты и перспективы». Они говорили об особенностях развития у детей русской речи и применении эффективных образовательных технологий. Выступающие отметили несомненную пользу дидактических игр и интерактивных технологий, представили практики ИКТ, детского телевидения, театрализации. Особое звучание приобрел вопрос культуры речи педагога, которая является основой его педагогического мастерства.
Площадка «Урок русского языка и литературы в школе: как ответить на вызовы современности» объединила педагогов организаций общего образования. Они обсудили проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе, формирования нравственной культуры личности и гражданской идентичности, поделились опытом работы по обучению русскому языку детей-билингвов. Учителя обменялись мнениями по поводу того, каким должен быть современный урок, каковы его ресурсы, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов, как воспитать подрастающее поколение любящим родное слово и какова в этом роль учителя. Один из актуальных вопросов сегодняшнего дня - можно ли научить грамотной речи дистанционно? Педагоги делились опытом по изучению отдельных тем курсов «Русский язык» и «Литература».
Дистанционная площадка «Современная библиотека – пространство для формирования компетенций XXI века» дала возможность учителям и библиотекарям обсудить перспективы сотрудничества образовательных организаций и библиотек в части развития читательской и коммуникативной компетенций школьников. Еще одна тема обсуждения - взаимодействие библиотек и представителей рынка электронных и аудиокниг в России и странах СНГ (например, проект «ЛитРес: Школа»). Участники дискуссии неоднократно отмечали, что школьная библиотека сегодня – это точка навигации, где ребенок учится взаимодействовать с цифровой средой. Это креативный центр, зона опережающего развития, надпредметный кабинет для целостного развития учеников. И поэтому специалистов волнуют вопросы программного обеспечения современной библиотеки (в частности, системой автоматизации ИРБИС).
Участники дискуссионных площадок отметили многогранность представленных мероприятий, возможность широкого использования современных технических средств и электронных ресурсов, прекрасное духовное общение, встречу единомышленников.
А 5 июня прошло пленарное заседание с участием специалистов системы дополнительного профессионального образования, руководителей общеобразовательных организаций, педагогов. С приветственным словом к участникам конференции заседания обратились: заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России, председатель Исполкома Ассамблеи народов России, председатель Координационного Совета Общероссийского общественного движения «Сотворчество народов во имя жизни» (Сенежский форум), Ученый секретарь Международной академии интеграции науки и бизнеса Назиржон Абдуганиев, ректор ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру». Татьяна Самсонова.
Была отмечена важнейшая функция русского языка как средства межнационального общения народов России. Участники обозначили ряд проблем, от решения которых зависят принципиальные основы преподавания русского языка как в национальной, так и в русскоязычной школе.
В ходе пленарного заседания заслушаны и обсуждены вопросы методического сопровождения мероприятий, направленных на выявление и совершенствование функций языковых средств выразительности при анализе художественного текста; формирования культурно-языкового контекста в образовательной среде; формирования орфографической грамотности у обучающихся.
В качестве спикеров на онлайн-конференции выступили Юлия Соловьева (вице-президент Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций», г. Москва), Елена Медведева (Тюменский областной государственный институт развития регионального образования), Ольга Марченко (МО Московского государственного областного университета), Инга Вертилецкая (Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования), Татьяна Наумова (Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»), Анастасия Бакулина (директор ГБУК «Национальная библиотека им. А.С. Пушкина»).
Пленарное заседание завершилось подведением итогов в форме обмена мнениями. Определены темы, нуждающиеся в дальнейшей проработке: это развитие механизмов, способствующих развитию речевой культуры педагога, тщательная проработка педагогами дистанционного образовательного контента, предлагаемого онлайн-площадкам, моделирование языковой среды в дошкольной образовательной организации как основы для развития речевой компетенции, формирование и развитие партнерских отношений с библиотеками как креативными центрами для развития метапредметных навыков у обучающихся, совершенствование норм и условий полноценного функционирования русского языка как языка межнационального общения в условиях поликультурности.
Источник: https://izvmor.ru/novosti/novosti-kompaniy/kak-vospitat-lyubov-k-rodnomu-yazyku
Известия Мордовии