ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

    Вебинар «Особенности преподавания русского языка как неродного в поликультурном образовательном пространстве»

    DSC09742В рамках реализации государственного контракта на выполнение работ по проекту «Курсы повышения квалификации педагогических кадров по вопросам наиболее перспективных российских и зарубежных инноваций и разработок в системе образования в сфере сохранения, укрепления и развития русского языка и культуры» по заказу Министерства просвещения Российской Федерации Общество с ограниченной ответственностью Совместное предприятие «Содружество» 17 декабря 2019 года на базе ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» провело вебинар  «Особенности преподавания русского языка как неродного в поликультурном образовательном пространстве».

     В работе вебинара приняли участие Татьяна Васильевна Самсонова, ректор ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»; Валентина Федоровна Рогожина, заведующий лабораторией этнокультурного образования ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»; Наталья Викторовна Чушникова, методист  ГБУ РМ «Центр оценки качества образования» – «Перспектива»; ученые, преподаватели вузов, педагогические работники образовательных организаций.

    С приветственным словом выступила Т. В. Самсонова, ректор ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру». Она отметила, что предмет «Русский язык»  – это своеобразный инструмент социализации ребёнка в современном поликультурном обществе, поэтому особенное значение русский язык  сегодня приобретает в сфере обучения тех российских школьников, для которых он не является родным. В Республике Мордовия проживают этносы, для которых русский не является родным. Это татары и мордва (мокша и эрзя).  Кроме того, миграционные процессы привели к появлению различных диаспор. Расширение этнического состава общеобразовательных организаций  требует к обучению русскому языку как неродному таких подходов, которые смогут обеспечить  необходимый уровень овладения русским языком как средством общения.

    Н. В. Чушникова, методист  ГБУ РМ «Центр оценки качества образования» – «Перспектива», участвуя в работе вебинара, рассказала о диагностическом исследовании, которое проводилось с целью устранения дефицитов преподавания и выявления индивидуальных учебных достижений обучающихся по предмету «Русский язык» в 4–8 классах с полиэтническим составом. В исследовании приняли участие образовательные организации, в которых есть классы с  полиэтническим составом учащихся: МБОУ «СОШ №8» Рузаевского муниципального района,  МОУ «Лямбирская СОШ №2» Лямбирского муниципального района, МОУ «Пензятская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района,  МОУ «Сузгарьевская  средняя общеобразовательная школа» Рузаевского муниципального района, МОУ «Гимназия №12» г.о. Саранск, МОУ «СОШ №39» г.о. Саранск, МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» г.о. Саранск, МОУ «Гимназия №20» г.о. Саранск. Задания диагностической работы для 4–8 классов имели практико-ориентированный характер. Проверялись следующие умения: опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать необходимую информацию, демонстрируя достаточный уровень словарного запаса. 

    В. Ф. Рогожина, заведующий лабораторией этнокультурного образования ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру», отметила, что для обогащения словарного запаса учащихся и формирования лексических умений и навыков велика роль продуманной системы упражнений. Разнообразные творческие задания, упражнения, облечённые в занимательную, игровую форму, способствуют развитию речевой активности учащихся, облегчают усвоение сложного лексического и грамматического материала. При проведении занятий непременно должны соблюдаться следующие методические требования:    создание условий обучения, способствующих формированию внутренней и внешней активности обучаемых (положительный микроклимат, индивидуальный подход к детям с учётом их психических особенностей и т.д.); поэтапное предъявление учебного материала (сначала задания на аудирование, затем репродуктивные упражнения); многократное повторение учебного материала с опорой на наглядность; комплексное предъявление материала, представляющего различные аспекты языка в речевых образцах;     обеспечение положительной мотивации (интерес к происходящему на занятии, значимость учебного содержания, его актуальность для обучаемых);     выделение учителем для каждого урока речевой учебной задачи и определение системы упражнений, позволяющих успешно её решить;   формирование общеучебных умений и навыков, с помощью которых осуществляется последующая учебная деятельность.

    Участники вебинара обсудили концепции и структуры единого банка наиболее перспективных российских и зарубежных инноваций в сфере сохранения, укрепления и развития русского языка и культуры.

    © 2024 ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»

    Персональная информация о сотрудниках опубликована в соответствии с приказом Рособрнадзора №831 от 14.08.2020.

    © Авторские права защищены. При копировании материалов прямая ссылка на источник обязательна!