ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

    Информация о проектировочном семинаре «Инклюзивное образование – 2019: практики обеспечения качества»

    000В программе Всероссийского семинара-совещания  «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений» 18 декабря 2019 года на площадке ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру» состоялся проектировочный семинар «Инклюзивное образование – 2019: практики обеспечения качества». В нем приняли участие ученые вузов, руководители образовательных организаций и их заместители, учителя инклюзивного образования, педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, логопеды образовательных организаций Московской, Самарской, Вологодской областей, г.Пензы, Республики Мордовия.

    В установочной части проектировочного семинара О.Г. Литяйкина, начальник управления реализации образовательных программ для детей ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру», к.п.н., доцент, провела с аудиторией коммуникационную сессию «Инклюзия без иллюзии или основные дефициты инклюзивного образования». Каждая интерактивная группа участников спроектировала дефициты, которые на сегодняшний день имеют место в практике  инклюзивного образования по направлениям: нормативно-правовые, кадровые, научно-методические, психолого-педагогические.

    В постановочной части семинара были рассмотрены вопросы о нормативно-правовом поле инклюзивного образования в Российской Федерации и плоскостях проектирования инклюзивной образовательной среды.

    В практической части семинара рассматривались практики обеспечения высокого качества инклюзивного образования в образовательных организациях  по итогам 2019 года:

    Роль дополнительного образования в личностном треке развития ребенка с ОВЗ (Падерова Ольга Викторовна, директор МОУ «Лицей №25 имени героя Советского Союза Василия Филипповича Маргелова» г.о. Саранск (Республика Мордовия).

    Адаптивная образовательная среда для детей с ОВЗ в условиях ОО или Школа для каждого (Стрепунина Наталья Васильевна, заместитель директора МБОУ «Берсеневская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района (Республика Мордовия).

    Проблемы становления профессиональной идентичности обучающихся с ОВЗ (Капранова Марина Валерьевна,  доцент кафедры прикладной психологии ГБОУ ВО МО «Технологический университет», кандидат психологических наук; Басманова Нина Ивановна, зав. кафедрой прикладной психологии ГБОУ ВО МО «Технологический университет», кандидат психологических наук (Московская область, г.Королев).

    Модель инклюзивной школы «Школа толерантности» (из опыта МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22 имени Ф.Я. Федулова» г. Вологды) (Орсаг Юлия Витальевна, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22 имени Ф.Я. Федулова» г.Вологды, кандидат педагогических наук (Вологодская область).

    Обычная школа для необычного ребенка: проектирование инклюзивной образовательной среды (Бодрова Ирина Владимировна, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа N 9» Рузаевского муниципального района (Республика Мордовия).

    Модель инклюзии ГБОУ школы-интерната №1 г.о.Чапаевск как нормализующий фактор жизнедеятельности обучающихся с ОВЗ в социуме (Кельчина Ирина Геннадьевна, директор ГБОУ школы-интерната №1 г.о.Чапаевск (Самарская область).

    Школа как доступная среда: опыт стажировочной площадки МБОУ «Инсарская СОШ №1» (Родькина Лариса Александровна, руководитель стажировочной площадки МБОУ «Инсарская СОШ №1» Инсарского муниципального района (Республика Мордовия).

    Игровые IT-технологии в работе логопеда по коррекции речи школьников с интеллектуальными нарушениями (Бибина Ольга Александровна, учитель-логопед МОУ «Средняя общеобразовательная школа для детей с ОВЗ» г.о.Саранск (Республика Мордовия).

    Технологии работы на уроках математики в соответствии с требованиями адаптированной основной образовательной программы начального общего образования  для обучающихся  с нарушением слуха (Русскова Наталья Николаевна, учитель начальных классов ГКОУ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» (Республика Мордовия).

    Участниками были сформулированы следующие предложения, направленные на закрытие важных дефицитов в области инклюзивного образования:

    • актуализировать работу специалистов, курирующих вопросы нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования в образовательных организациях, на использование возможностей справочно-правовых систем «Гарант», «Консультант плюс»;
    • выступить перед органами управления образования в субъектах Российской Федерации с инициативой проведения олимпиад по учебным предметам для детей с ОВЗ (школьный, муниципальный, региональный уровни);
    • активизировать сетевое взаимодействие образовательных организаций с социальными партнерами в вопросах дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидов;
    • активизировать участие педагогов инклюзивного образования в работе сетевых образовательных сообществ;
    • активизировать работу практиков в области инклюзии с сервисом «Электронная школа»;
    • активизировать образовательные организации к участию в командных и индивидуальных тематических конкурсах по инклюзивному образованию;
    • направить воспитательную работу с ученическими коллективами образовательных организаций на сплочение, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи, на формирование и развитие толерантного восприятия детей с ОВЗ и инвалидов и гуманных отношений участников образовательного процесса.

    В целях методической поддержки инклюзивного образования в образовательных организациях как Республики Мордовия, так и других регионов организаторами проектировочного семинара были подготовлены электронные  кейсы с методическими материалами для участников.

    Проектировочный семинар завершился консультационной сессией, организованной ведущими спикерами – О.Г. Литяйкиной и Б.Ю. Бурдиной, директором МУ «Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия» г.о.Саранск.

    Итоги работы семинара были подведены Литяйкиной О.Г. с использованием приложения Pollie, через которое каждый участник, используя личный гаджет, ответил на вопросы опросника, оценив эффекты семинара для собственного профессионального развития и практики работы.

    © 2024 ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»

    Персональная информация о сотрудниках опубликована в соответствии с приказом Рособрнадзора №831 от 14.08.2020.

    © Авторские права защищены. При копировании материалов прямая ссылка на источник обязательна!